МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Утверждаю»
Первый проректор ОшГУ
__________ Божонов З.С.
«___»______________ 2019 г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ООП ВПО)
Направление: 531800 Европоведение
Квалификация /степень: бакалавр
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Ош - 2019
1.1. Введение
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая в Кыргызско-Европейском факультете Ошского государственного университета по направлению подготовки531800 "Европоведение" разработана в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по вышеуказанному направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО
Нормативно-правовую базу разработки данной ООП ВПО составляют:
- Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30.04.2003 г. №92; (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12.2016 г.);
- Положение об образовательной организации высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правительства КР от 3 февраля 2004 года № 53;
- Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утверждённый постановлением Правительства КР от 29 мая 2012 г. № 346;
- Сборник нормативных документов по применению ECTS в Кыргызской Республике (приказ Министерства образования и науки КР от 6.08.2009 №824/1);
- Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2011 года № 496 «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в КР»;
- Приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 15 сентября 2015 г., № 1179/1;
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Кыргызской Республики по направлению подготовки 531800 «Европоведение», утвержденный приказом Министерства образования и науки КР №11791 15 сентября 2015 г.;
- Положение об организации учебного процесса на основе кредитной технологии обучения (ECTS). (Бюллетень №18 Ошского государственного университета. от 30.08.2012 г.);
- Устав ОшГУ;
- Локальные нормативно-правовые акты ОшГУ, регулирующие образовательный процесс.
В настоящей основной образовательной программе высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и международными документами в сфере высшего профессионального образования, принятыми Кыргызской Республикой в установленном порядке:
основная образовательная программа |
совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки; |
направление подготовки |
совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (специалистов, бакалавров и магистров) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки; |
профиль |
направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности; |
цикл дисциплин |
часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания; |
модуль |
часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания; |
компетенция |
динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области; |
бакалавр |
академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, успешно освоившим соответствующие основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее 4 лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение для получения академической степени "магистр" по соответствующему направлению; |
кредит (зачетная единица) |
условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы; |
результаты обучения |
компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю. |
В настоящей основной образовательной программе используются следующие сокращения:
ВПО |
высшее профессиональное образование |
ГИА |
государственная итоговая аттестация |
ГСЭ |
гуманитарный, социальный и экономический (цикл) |
ГОС |
государственный образовательный стандарт |
ИК |
инструментальные компетенции |
КР |
Кыргызская Республика |
МЕН |
математический и естественнонаучный (цикл) |
МОН |
министерство образования и науки |
ОшГУ |
Ошский государственный университет |
ОК |
общенаучные компетенции |
ООП |
основная образовательная программа |
ПК |
профессиональные компетенции |
РОоп |
результаты обучения по образовательной программе |
СЛК |
социально-личностные компетенции |
УМО |
учебно-методическое объединение |
2. ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ООП ВПО
Цель 1: Подготовить всесторонне развитых, высококвалифицированных специалистов-европоведов, отлично знающих историю, культуру, современное состояние политических, экономических, интеграционных и общественных процессов в странах Европы, готовых, свободно владея несколькими иностранными языками (английский, испанский, немецкий или французский) к организационной, управленческой, консультационной и иной практической деятельности.
Цель 2: Обеспечить теоретическими знаниями в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его дальнейшему саморазвитию, социальной мобильности и устойчивости на современном рынке труда.
Цель 3: Формировать у студентов социально-личностные качества, культурно-нравственные и общечеловеческие ценности, способствующих развитию творческой активности, гражданственности, трудолюбия, толерантности, целеустремленности, ответственности, коммуникабельности, способности к инновационной деятельности и умения адаптироваться в различной социальной среде.
2.2. Планируемые результаты обучения по ООП ВПО
Основная образовательная программа по направлению 531800 "Европоведение" ориентирована на достижение следующих результатов обучения:
РОоп-1: Готов к социальному взаимодействию, диалогу, способен осуществлять деловое общение, поддерживать партнерские отношения на основе принятых моральных и правовых норм, ценностей демократического общества и толерантности к другой культуре.
РОоп-1 = СЛК 1 + СЛК 3 + ИК 4
СЛК-1 |
готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений; |
СЛК-3 |
готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, может занимать активную гражданскую позицию; |
ИК-4 |
может осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, в том числе при помощи средств электронной коммуникации. |
РОоп-2: Готов к эффективной языковой коммуникации логически верно, аргументировано и ясно строя устную и письменную речь на иностранных (английский, испанский или немецкий/французский), государственном и официальном языках в различных сферах профессиональной деятельности. РОоп-2 = ИК 2 + ИК 3 + ПК 3
ИК-2 |
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках; |
ИК-3 |
владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения; |
ПК-3 |
готов к эффективной коммуникации на иностранном языке в различных сферах деятельности для решения конкретных профессиональных задач. |
РОоп-3: Понимает, умеет анализировать и оценивать историю, современное состояние политических, интеграционных, экономических, культурных и общественных процессов в странах Европы эффективно применяя современные методы качественного и количественного анализа. РОоп-3 = ПК 1 + ОК 5 + ПК 2
ПК-1 |
понимает историю, теорию и современное состояние политических, интеграционных, культурных и общественных процессов в странах Европы; |
ОК-5 |
умеет анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере; |
ПК-2 |
применяет современные методы качественного и количественного анализа общественных, культурных, экономических и политических отношений в Европе. |
РОоп-4: Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, четко намечает пути и средства устранения недостатков; способен разрабатывать и находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях. РОоп-4 = СЛК 2 + СЛК 5 + ПК 5
СЛК-2 |
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечает пути и выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков; |
СЛК-5 |
может участвовать в разработке организационных решений; |
ПК-5 |
умеет находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
РОоп-5: Владеет основами ведения научно-исследовательской деятельности, способен с большей степенью самостоятельности участвовать в работах над проектами и на научной основе анализировать и оценивать свой труд и результаты своей деятельности. РОоп-5 = ОК4 + ОК 6 + ПК 6
ОК-4 |
знает, понимает и применяет традиционные методики и умеет находить подходы к их реализации, а также участвует в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности; |
ОК-6 |
может на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности; |
ПК-6 |
готов к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации материалов и результатов исследования. |
РОоп-6: Умеет работать с современными информационными и иными прикладными системами, средствами и технологиями, владеет основными методами, способами и средствами обобщения, анализа, получения, хранения и переработки информации. РОоп-6 = ОК 3 + ИК 1 + ИК 5
ОК-3 |
приобретает с большой степенью самостоятельности новые знания, в том числе с использованием современных информационных технологий; |
ИК-1 |
воспринимает, обобщает и анализирует информацию, умеет ставить цели и выбирать пути их достижения; |
ИК-5 |
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, а также навыками работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах. |
Р Ооп-7: Владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, эффективно применяет полученные знания об основных положениях математических, социальных, политических, экономических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности. РОоп-7 = ОК 1 + ОК 2 + СЛК 4 + ПК 4
ОК-1 |
владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры; |
ОК-2 |
использует базовые положения математических, естественных, гуманитарных, экономических наук при решении профессиональных задач; |
СЛК-4 |
применяет полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов; |
ПК-4 |
использует основные положения и методы социальных, политических, экономических и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы. |
2.3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП
Выпускник по направлению 531800 "Европоведение" с присвоением академической степени «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОК):
- владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1);
- использует базовые положения математических/ естественных/ гуманитарных/экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-2);
- приобретает с большой степенью самостоятельности новые знания, в том числе с использованием современных информационных технологий (ОК-3);
- знает, понимает и применяет традиционные методики и умеет находить подходы к их реализации, а также участвует в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-4);
- умеет анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере (ОК-5);
- может на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности (ОК-6).
- инструментальными (ИК):
- воспринимает, обобщает и анализирует информацию, умеет ставить цели и выбирать пути их достижения (ИК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках (ИК-2);
- владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения (ИК-3);
- может осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, в том числе при помощи средств электронной коммуникации (ИК-4);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, а также навыками работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ИК-5).
- социально-личностными (СЛК):
- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (СЛК-1);
- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечает пути и выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков (СЛК-2);
- готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, может занимать активную гражданскую позицию (СЛК-3);
- применяет полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов (СЛК-4);
- может участвовать в разработке организационных решений (СЛК-5).
б) профессиональными (ПК):
- понимает историю, теорию и современное состояние политических, интеграционных, культурных и общественных процессов в странах Европы (ПК-1);
- применяет современные методы качественного и количественного анализа общественных, культурных, экономических и политических отношений в Европе (ПК-2);
- готов к эффективной коммуникации на иностранном языке в различных сферах деятельности для решения конкретных профессиональных задач (ПК-3.);
- использует основные положения и методы социальных, политических, экономических и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ПК-4);
- умеет находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-5);
- готов к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации материалов и результатов исследования (ПК-6).
2.4.1. Область профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 531800 ЕВРОПОВЕДЕНИЕ включает: педагогическую, культурно-просветительскую и творческую сферы исследование общественных и культурных явлений, анализ развития Европейского союза и особенностей его функционирования в современном обществе.
2.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 531800 ЕВРОПОВЕДЕНИЕ являются: образовательные системы, научно исследовательские процессы, культурно-просветительские явления, духовная и гуманитарная сферы.
2.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускников
- организационно-коммуникационная деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с европейскими странами и регионами, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организация на территории Кыргызской Республики и представителями соответствующих стран и регионов мира;
- информационно-аналитическая деятельность, связанная с исследованием основных тенденций развития политических систем и экономик европейских стран и регионов, их социально-политических, военных, торгово-экономических и культурных связей с Кыргызской Республикой, международной деятельности отдельных европейских и региональных организаций; редакционно-издательская деятельность, связанная с освещением проблематики европейских стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической, научно-популярной и художественной литературе;
- культурно-просветительская деятельность в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия, связанная с систематизацией библиотечных, архивных и музейных фондов, организацией выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий в сфере культуры;
- научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность в области изучения прикладных проблем развития европейских стран и регионов, включая языки, историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру населяющих их народов;
- дипломатическая и международно-политическая деятельность ;
- консультационная деятельность, связанная с предоставлением консалтинговых услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации об европейских странах и регионов.
2.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускников
Задачи профессиональной деятельности бакалавра по направлению 531800 "Европоведение":
- организация и реализация образовательной деятельности в области Европоведения с использованием передовых технологий и методик;
- владение знаниями по истории, политике, социальным и культурным процессам современной Европы, выявление взаимосвязи различных дисциплин для успешного решения задач профессионального плана в области Европоведения;
- умение самостоятельно собирать, творчески и критически осмысливать и представлять необходимые данные в области Европоведения для формирования взглядов, содержащих суждения по социальным, политическим, научным и культурным проблемам Европы;
- умение проводить научные исследования в области гуманитарных знаний и Европоведения в их современном состоянии и историческом развитии;
- готовность к организационной, управленческой работе и иной практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области Европоведения и гуманитарных наук в учреждениях образования, науки, культуры, управления, средств массовой информации (СМИ), общественных, неправительственных и прочих организациях.