Жанылыктар

ФОС. Кафедра Естествознаний общеобразовательных дисциплин

Темы дисциплины

Код ком

петенц

РО

Методы

оценивания

Объекты оценивания

Баллы

Форма контроля: Текущий контрол № 1

1.

Введение

ОК1;

СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

Знать предмет и задачи экологии. Структура экологии. Место и роль экологии в системе естественных и технических наук;

уметь отличить структуру экологии и содержание этой современной науки; аутэкология и синэкология; законы экологии.

1

2.

Особенности взаимодействия общества и природы.

ОК1;

СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности;

уметь определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие. История взаимодействия человека и природы;

1

3.

Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис.Глобальные экологические проблемы

ОК1;

СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера;

уметь определять актуальность экологических проблем в современном мире.

1

4.

Природные ресурсы и принципы рационального природопользования.

ОК1;

СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать понятия природопользование, природоресурсный потенциал, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы; классификации природных ресурсов; основы организации рационального природопользования; правила определения предела устойчивости ресурсов и состояние ресурсной базы на сегодняшний день.

уметь классифицировать природные ресурсы по их использованию, по принадлежности к компонентам природы, по характеру воздействия. Природопользование. Типы классификации природных ресурсов: по их использованию, по принадлежности к компоненту природы, по характеру воздействия. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Рациональное природопользование. 3 правила определения устойчивости потребления ресурсов. Современное состояние ресурсной базы.

1

5

Источники загрязнения окружающей среды. Охрана окружающей среды

ОК1;

СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать источников загрязнения окружающей среды

уметь анализировать, оценивать вредное влияние загрязнения окружающей среды

1

Форма контроля: Текущий контрол № 2

1.

Мониторинг окружающей среды.

ОК1;

СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать определение экологического мониторинга; разделять виды мониторинга;

уметь проводить разные виды экологического мониторинга, определять повреждения растений.

Экологический мониторинг. Виды экологического мониторинга: биологический мониторинг, мониторинг растительных сообществ, мониторинг животных, мониторинг воздушной среды. Признаки повреждения покрытосемянных и голосемянных растений. Математическая обработка данных.

1

2.

Отходы. Классификация отходов.

ОК1; СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать

неблагоприятное влияние отходов на здоровье человека; места скопления промышленных и бытовых отходов и пути решения этой проблемы;

уметь определять источники излучений и их потенциальную опасность, оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы от облучения от радиоактивных веществ; применять средства защиты и лечения при облучении; уметь правильно уничтожать бытовые отходы. Проблемы шума в городах, радиация и иммунитет; электромагнитное загрязнение, виды электромагнитных полей; магнитные бури, нарушения в организме человека и животных при действии ЭМП; меры защиты от ЭМИ; химическое, биологическое, техногенное загрязнение среды.

1

3.

Охрана окружающей среды. Охраняемые природные территории. Красные книги.

ОК1; СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать о необходимости ведения и пополнения Красной книги; основных представителей животного и растительного царств, занесенных в Красную книгу; о необходимости заповедников.

уметь определять растения и животные, занесенные в Красную книгу. Сведения о Красной книге. История возникновения Красной книги. Полностью вымершие виды растений и животных и виды, находящиеся под угрозой исчезновения с лица Земли. Причины вымирания редких животных. Схема занесения в Красную книгу сведений о виде: статус, распространение, места обитания,

численность, запасы, разведение в неволе и культивирование, меры охраны и др. особо охраняемы территории. Заповедники. Заповедники на территории Республики Алтай. Заказники. Национальные парки.

1

4.

Правовые и социальные вопросы природопользования.

ОК1; СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

знать определение экологического права, содержание, субъекты экологического права; экологическое воспитание и образование; права граждан; Федеральные и целевые программы, направленные на реализацию экологической политики государства; международное сотрудничество в экологическом мониторинге;

уметь определять права граждан Российской Федерации в отношении экологической политики.

Экологическое право. Предмет, содержание и субъекты экологического права. Экологическое воспитание и образование. Права граждан Российской Федерации в рамках экологической политики. Федеральные и целевые программы. Международное сотрудничество в экологическом мониторинге. Принцип совместного развития природы и общества как принцип «устойчивого»

(самоподдерживающегося) развития.

1

5

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

ОК1; СЛК 4

СЛК5

РО1

РО3

Опрос ,

Беседа, тестирование,

Работа в малых группах

Знать : принципы и правила международного сотрудничества в области

природопользования и охраны окружающей среды.

Уметь : - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных

видов деятельности;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической

безопасности;

1

РО 3= СЛК 4. + СЛК 5 (социально-личностные компетенции)

РО 3. – Умеет работать в коллективе на основе принципов толерантности и демократии, применяет полученные знания для охраны, рационального использования ресурсов и здорового образа жизни.

СЛК 4. Использовать полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов.

СЛК 5. Работать в коллективе.

Конечными результатами освоения программы освоения дисциплины являются сформированные на первом уровне когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «владеть», расписанные по отдельным компетенциям. Формирование этих дескрипторов происходит в течение всего семестра по этапам в рамках различного вида занятий и самостоятельной работы .

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

«Экология природопользования»


Вопросы текущего контроля с применением таксономии Блума

Уровни

Вопросы, задачи

Баллы

Тема 1. Введение

1

1

Знание

1. Что означает слово «экология»?

2. Кто впервые предложил использовать понятие «экология»?

3. Что изучает экология?

0,1

0,1

2.

Понимание

Расскажите, С каких пор стали формироваться знания об образе жизни животных, о связях различных организмов со средой?

0,1

3.

Применение

Классифицируйте уровни и разделы экологии

Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, соци-альной экологии?

0,1

0,1

4.

Анализ

Какая взаимосвязь существует между экологией и охраной природы? Экологией и природопользованием?

0,1

0,1

5.

Синтез

Сформулируйте стратегическую задачу экологии.

0,1

6.

Оценка

Как Вы относитесь? или докажите необходимость изучения экологии.

Сделайте вывод, в чем особенность экологической науки в целом?

0,1

0,1

Тема 2. Особенности взаимодействия общества и природы

1

1

Знание

Природа и общество

0,1

2.

Понимание

Расскажите роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

0,2

3.

Применение

Классифицируйте формы взаимодействия общества и природы.

0,2

4.

Анализ

Проанализируйте преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования

0,2

5.

Синтез

Что будет если увеличится масса веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот?

0,1

6.

Оценка

Оцените роль человека в решении проблем экологии.

0,2

Тема 3. Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис.

1

Знание

Определение экологического кризиса, экологической катастрофы.

0,1

2.

Понимание

Поясните смысл научно-технического прогресса и природы в современную эпоху.

0,2

3.

Применение

Классификация глобальных проблем экологии.

0,2

4.

Анализ

Проанализируйте основные причины экологического кризиса.

0,2

5.

Синтез

Придумайте примеры. Причины и виды катастроф.

0,1

6.

Оценка

Сделайте вывод, какова роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

0,2

Тема 4. Природные ресурсы и принципы рационального природопользования.

1

1

Знание

Назовите природные ресурсы? Назовите принципы рационального природопользования.

0,2

2.

Понимание

Поясните, какой смысл вкладывается в понятие природопользование.

0,1

3.

Применение

Типы классификации ресурсов. Как можно классифицировать ресурсы Земли? какие ресурсы считаются неисчерпаемыми?

0,2

4.

Анализ

Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным?

0,2

5.

Синтез

Придумайте примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы.

0,1

6.

Оценка

Сделайте вывод, каковы пути предотвращения истощения природных ресурсов?

0,2

Тема 5. Источники загрязнения окружающей среды

1

1

Знание

Загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы – что это такое?

0,1

2.

Понимание

Расскажите естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и литосферы.

0,2

3.

Применение

Классифицируйте загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.

0,2

4.

Анализ

Сравните степени загрязняющих веществ, химическое, физическое и биологическое загрязнение.

0,2

5.

Синтез

Обобщите источники загрязнения.

0,2

6.

Оценка

Обьясните понятие экологического риска.

0,1

Тема 6. Мониторинг окружающей среды.

1

1

Знание

Назовите виды экологического мониторинга. Мониторинг растительных сообществ и животных.

2.

Понимание

Расскажите о значении мониторинга.

3.

Применение

Поясните, что такое биоиндикация? как по внешнему виду

некоторых растений можно узнать о наличии загрязнений

4.

Анализ

Охарактеризуйте методы мониторинга.

5.

Синтез

Обобщите, каковы задачи экологического мониторинга

6.

Оценка

Объясните, что включает в себя процедуры экологического мониторинга.

Тема 7. Отходы. Классификация отходов.

1

1

Знание

Что такое отходы? Виды отходов.

2.

Понимание

Расскажите о загрязнение окружающей среды отходами производства.

3.

Применение

Как можно применить альтернативную природосберегающую энергетику?

4.

Анализ

Проанализируйте утилизацию бытовых и промышленных отходов.

5.

Синтез

Что будет если не организовать безотходную и малоотходную технологию?

6.

Оценка

Оцените, какова перспектива и принципы создания неразрушающих природу производств.

Тема 8. Охрана окружающей среды. Охраняемые природные территории. Красные книги.

1

1

Знание

Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

2.

Понимание

Дайте определение основных видов охраняемых территорий.

3.

Применение

Для чего нужна охрана земельных ресурсов? Охрана животного мира. Охрана лесных ресурсов и растительного мира. Охрана ландшафтов.

4.

Анализ

Охарактеризуйте отличия заповедников от заказников; заповедников —от национальных парков.

5.

Синтез

Почему человек должен поддерживать и сохранять

биологическое разнообразие, почему опасно исчезновение отдельных видов животных и растений. Приведите примеры.

6.

Оценка

Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.

Тема 9. Правовые и социальные вопросы природопользования.

1

1

Знание

Дайте определение экологического права.

2.

Понимание

Что называется субъектом экологического права?

3.

Применение

Какой основной документ регулирует правоотношения в экологической сфере в настоящее время в КР?

4.

Анализ

Проанализируйте федеральные целевые программы по охране окружающей среды, которые вам известны.

5.

Синтез

Обобщите социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения.

6.

Оценка

Обьясните, какие организации осуществляют органы управления и надзора по охране природы, их цели и задачи. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Юридическая и экономическая ответственность в области охраны окружающей среды.

Тема 10. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

1

1

Знание

Становление международного экологического сотрудничества.

2.

Понимание

Расскажите о ведущих международных организациях, занимающиеся проблемами природопользования и охраны окружающей среды.

3.

Применение

Примените природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

4.

Анализ

Почему нужны международные организации по охране природы и межгосударственные соглашения?

5.

Синтез

Что будет если бы не было международного экологического сотрудничества?.

6.

Оценка

Как вы оцениваете роль участие КР в международном сотрудничестве? Принципы и формы сотрудничества

Критерии оценивания успеваемости

Для оценки дескрипторов компетенций ОК-1, СЛК 4, СЛК 5 используется балльная шкала оценок. Для определения фактических оценок каждого показателя выставляются следующие баллы:

Для дескрипторов категории «Знать»:

- результат, содержащий полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям критерия, максимальное количество баллов- 1,0 балл;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований критерия, – 0,75баллов;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, т.е. ответ, имеющий значительные отступления от требований критерия – 0,5баллов;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу задания) или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям критерия, – 0,3баллов;

Для дескрипторов категорий «Уметь» и «Владеть»:

-выполнены все требования к выполнению, написанию и защите задания, работе в коллективе, применению знаний на практике. Умение (навык) сформировано полностью 2 балла;

-выполнены основные требования к выполнению, оформлению и защите задания, работе в коллективе, применению знаний на практике. Имеются отдельные замечания и недостатки. Умение (навык) сформировано недостаточно полно –1.5 баллов ;

-выполнены базовые требования к выполнению, оформлению и защите задания, работе в коллективе, применению знаний на практике. Имеются достаточно существенные замечания и недостатки, требующие значительных затрат времени на исправление. Умение (навык) сформировано на минимально допустимом уровне – 1,0 баллов;

-требования к написанию и защите работы, работе в коллективе, применению знаний на практике не выполнены. Имеются многочисленные существенные замечания и недостатки, которые не могут быть исправлены. Умение (навык) не сформировано – 0,5 баллов.

Критерии оценки текущего контроля:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он подготовился по теме, активно высказывает свою точку зрения и участвует в полемике, основывается на фактах, законах и правовых документах;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он подготовился по теме и высказал свою точку зрения по рассматриваемому вопросу и участвует в полемике;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он подготовился по теме и высказал свою точку зрения по рассматриваемому вопросу;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не подготовился по теме.

Критерии оценки промежуточного контроля (тестирование):

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он набрал 87-100% правильных ответов;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он набрал 74-86% правильных от-ветов;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал 61-73% пра-вильных ответов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал 60% и менее правильных ответов.

МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Оценка по пятибалльной системе

Критерии оценки

Оценки в баллах

Уровень сформированности компетенций

1.

«Отлично»

87-100

«Высокий уровень»

2.

«Хорошо»

74-86

«Повышенный уровень»

3.

«Удовлетворительно»

61-73

«Пороговый уровень»

4.

«Неудовлетворительно»

Менее 60

«Не достаточный»

Шкала оценивания успеваемости

Для оценки дескрипторов компетенций ОК-1, СЛК 4, СЛК 5 используется балльная шкала оценок. Для определения фактических оценок каждого показателя выставляются следующие баллы:

- результат, содержащий полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям критерия, – 87-100 от максимального количество баллов (100 баллов);

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований критерия, – 74-86% от максимального количества баллов;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, т.е. ответ, имеющий значительные отступления от требований критерия – 61-73 % от максимального количества баллов;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу задания) или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям критерия, – 0 % от максимального количества баллов;

Студентам, пропустившим занятия, не выполнившим дополнительные задания и не отчитавшимся по темам занятий, общий балл по текущему контролю снижается на 10% за каждый час пропуска занятий.

Студентам, проявившим активность во время занятий, общий балл по текущему контролю может быть увеличен на 20%.

Составитель ________________________ Садыкова Г.А.

Критерии оценки итогового контроля (тестирование):

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он набрал 87-100% правильных ответов;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он набрал 74-86% правильных от-ветов;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал 61-73% пра-вильных ответов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он набрал 60% и менее правильных ответов.

Шкала оценивания успеваемости

Для оценки дескрипторов компетенций ОК-1, СЛК 4, СЛК 5 используется балльная шкала оценок. Для определения фактических оценок каждого показателя выставляются следующие баллы:

- результат, содержащий полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям критерия, – 87-100 от максимального количество баллов (100 баллов);

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований критерия, – 74-86% от максимального количества баллов;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, т.е. ответ, имеющий значительные отступления от требований критерия – 61-73 % от максимального количества баллов;

- результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу задания) или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям критерия, – 0 % от максимального количества баллов;

Студентам, пропустившим занятия, не выполнившим дополнительные задания и не отчитавшимся по темам занятий, общий балл по текущему контролю снижается на 10% за каждый час пропуска занятий.

Студентам, проявившим активность во время занятий, общий балл по текущему контролю может быть увеличен на 20%.

Составитель ________________________ Садыкова Г.А.

Экологиянын практикалык (семинардык) сабагында студенттердин билимин баалоонун картасы

Өтүлүүчү сабактардын темалары

Сабактын жүрүшүндө студенттердин билимин баалоонун критерийлери

Сабактын этаптары

Максималдуу балл

1.

Введение

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

2

Особенности взаимодействия общества и природы.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

3

Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

4

Природные ресурсы и принципы рационального природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

5

Источники загрязнения окружающей среды

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

6

Мониторинг окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

7

Отходы. Классификация отходов.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

8

Охрана окружающей среды. Охраняемые природные территории. Красные книги.

Сабакка катышкандыгы үчүн

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат. Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

9

Правовые и социальные вопросы природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

10

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

Экологиянын лекциялык сабагында студенттердин билимин баалоонун картасы

Өтүлүүчү сабактардын темалары

Сабактын жүрүшүндө студенттердин билимин баалоонун критерийлери

Сабактын этаптары

Максималдуу балл

1.

Введение

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

2

Особенности взаимодействия общества и природы.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

3

Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

4

Природные ресурсы и принципы рационального природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

5

Источники загрязнения окружающей среды

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

6

Мониторинг окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

7

Отходы. Классификация отходов.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

8

Охрана окружающей среды. Охраняемые природные территории. Красные книги.

Правовые и социальные вопросы природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

9.

Правовые и экономические вопросы природопользования

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

10

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

Компетентностно-ориентированные задания ( КОЗ )

Матрица соответствия тем и компетенций

Шифр и содержание компетенции

Шифр темы

К-во КОЗ по компе -

тенциям

Т

1

Т

2

Т

3

Т

4

Т

5

Т

6

Т

7

Т

8

Т

9

Т

10

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

СЛК 4. Использовать полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

СЛК 5. Работать в коллективе.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Количество КОЗ по темам

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

Перечень дискуссионных тем для семинарских занятий

по дисциплине Экология природопользовани я

1. Экология районов Ошской области (можно выбрать отдельные районы или другие области)

2. Озеро Ысык-Кол как саморегулирующаяся и саморегулирующаяся экосисте-ма

3. Адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды

4. Здоровье человека как индикатор состояния окружающей среды

5. Болезни человека, вызванные загрязнением окружающей среды

6. Особенности миграции токсических веществ по пищевым цепям в экоси-стеме.

7. Вмешательство человека в круговороты веществ

8. Современные технологии утилизации бытовых отходов

9. Современные технологии, обеспечения экологической безопасности предприятия (технологии очистки сточных вод, выбросов в атмосферу, утилизации промышленных отходов).

10. Причины стремительного роста народонаселения. Перспективы роста. Продовольственная проблема.

11. Вторая «зеленая революция». Пути решения продовольственной пробле-мы населения 21 века.

12. Пути решения проблемы питьевого водоснабжения населения Земли.

13. Изменение климата. Различные точки зрения на причины и последствия изменения климата.

14. Киотский протокол. Плюсы и минусы экономического решения выбросов парниковых газов.

15. История открытия озоновых дыр. Причины появления. Различные точки зрения на решение проблемы.

16. Пути получения энергии человечеством в будущем. Реалии, перспективы.

17. Экологичность различных видов транспорта. Транспорт будущего.

18. Биотопливо. Перспективы использования.

19. Состояние и перспективы использования минеральных природных ресур-сов в 21 веке.

20. Проблема сохранения биологического разнообразия. Пути решения.

21. Пути колонизации сельскохозяйственных технологий. Увеличение био-разнообразия в агросистемах.

22. Проблема утилизации автомобильного транспорта и поиск путей реше-ния.

23. Проблема утилизации бытовой техники и поиск путей решения

24. Экологизация технологий - как путь снижения негативного воздействия человека на окружающую среду

25. Экономические механизмы охраны окружающей среды

26. Экологичность различных способов приготовления продукции (варка, жарка, парение, тушение, запекание, приготовление в микроволновой пе-чи, на открытом огне)

27. Экологичность кухонной посуды для приготовления горячих блюд (чу-гунной, стальной, алюминиевой с антипригарным покрытием, стеклянной и т.д.)

28. Экологические аспекты использования столовой посуды и влияние ее на здоровье человека (фарфоровой, стальной, фаянсовой, пластиковой и т.д.)

29. Отрицательные воздействия современных отделочных материалов на здоровье человека

30. Экологические аспекты использования бытовой и оргтехники и влияние на здоровье человека

31. Генномодифицированые организмы. Экологические проблемы.

32. Органическое земледелие и животноводство. Перспективы. Экологиче-ская выгода.

33. Редкие и исчезающие животные Новосибирской области.

34. Экологические проблемы землепользования. Пути предотвращения де-градации почв.

35. Экологические проблемы лесов. Принципы неистощительного использо-вания.

36. Источники негативного воздействия на атмосферный воздух. Пути реше-ния проблем.

Список вопросов для подготовки к экзамену

по дисциплине Экология и рациональное природопользование

1. Понятие и структура глобального экологического кризиса. Естественная и социальная части экологического кризиса. Кризисы в предыстории че-ловечества.

2. Причины стремительного роста народонаселения. Реальные экологически негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду.

3. Глобальные проблемы окружающей среды: "Парниковый эффект", "Озо-новые дыры". Меры по восстановлению озонового слоя.

4. Глобальные проблемы окружающей среды: Нарушения круговоротов ве-ществ. Проблема кислотных осадков. Пути решения.

5. Глобальные проблемы окружающей среды. Нарушение гомеостазных ме-ханизмов равновесия экосистем. Сокращение биоразнообразия. Поиск путей решения.

6. Глобальные проблемы окружающей среды. Энергетическая проблема. Основные источники энергии ХХ века. Экстенсивный и интенсивный пу-ти решения энергетической проблемы.

7. Причины загрязнения, истощения и разрушения окружающей среды.

8. Источники и виды антропогенных воздействий на окружающую среду. Загрязнение. Ингредиентное, параметрическое, биоценотическое, стаци-ально- деструкционное загрязнения.

9. Антропогенное воздействие на атмосферу.

10. Антропогенное воздействие гидросферу.

11. Антропогенное воздействие литосферу.

12. Отходы и их влияние на окружающую среду. Современные способы ути-лизации отходов.

13. Отрицательные последствия широкого применения пестицидов и мине-ральных удобрений и их влияние на качество продукции.

14. Понятия природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал. Негатив-ные последствия демографического взрыва. Закон падения природно-ресурсового потенциала. Закон снижения энергетической эффективности природопользования.

15. Запасы природных ресурсов, состояние, перспективы.

16. Охрана окружающей среды как комплекс мероприятий по оптимизации или сохранению окружающей природной среды. Понятие рационального использования природных ресурсов

17. Источники загрязнения, истощения водных ресурсов. Биогенное загряз-нение вод в условиях интенсификации агарного производства.

18. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Физические и экологиче-ские последствия загрязнения атмосферы. Меры по предотвращению за-грязнений атмосферного воздуха

19. Почва как основа агроэкосистемы. Основные потери продуктивных зе-мель и их плодородия. Пути поддержания и восстановления плодородно-го слоя почв.

20. Экозащитная техника и технологии. Методы и технологии очистки сточ-ных вод.

21. Экозащитная техника и технологии. Современные способы утилизации, хранения, и обеззараживания отходов предприятий.

22. Экозащитная техника и технологии. Современные способы очистки газо-вых выбросов предприятий.

23. Экозащитная техника и технологии. Альтернативные способы получения энергии.

24. Проблемы адаптации человека к изменяющейся окружающей среде. Эко-логия селитебных территорий.

25. Генетически модифицированные продукты питания. Потенциальные опасности трансгенных культур и пищевых продуктов на их основе.

26. Влияние физических и химических загрязнений окружающей среды на здоровье человека.

27. Источники загрязнения сырья и готовой продукции ксенобиотиками хи-мического и биологического происхождения.

28. Производство экологически безопасной продукции. Риски снижения эко-логической безопасности сырья и готовой продукции. Органичесое зем-леделие и животноводство.

29. Пути загрязнения сырья и готовой продукции веществами и соединения-ми, применяемыми в сельском хозяйстве.

30.Нитраты, нитриты и нитрозосоединения. Основные источники поступле-ния нитратов и нитритов в продукты питания. Биологическое действие нитратов и нитритов на организм человека.

31. Циркуляция пестицидов в агросистеме, связанные с этим последствия и проблемы. Влияние пестицидов на качество произведенной продукции и здоровье человека.

32. Биокатализаторы, транквилизаторы и антибиотики, применяемые в жи-вотноводстве. Воздействие на организм человека через продукты живот-ного происхождения

33. Тяжелые металлы. Ртуть, свинец, кадмий. Источники поступления в пи-щевые цепи. Влияние на организм.

34. Пищевые добавки, возможные экологические последствия, связанные с их применением

35. Без(а)пирен, полициклические ароматические углеводороды. Основные источники поступления без(а)пирена в сырье и продукты животного про-исхождения.

36. Экологические риски, снижающие безопасность продуктов питания, ми-грирующие из контактирующих с ними материалов (упаковка продукции, посуда для приготовления и столовая посуда).

37. Возможные экологические риски при различных способах приготовления пищи (варка, обработка паром, запекание, жарка, приготовление в микро-волновой печи, гриль).

38. Юридическая ответственность за экологические правонарушения – дис-циплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная, уголовная

39. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международные организации по охране окружающей среды.

40. Конференции ООН по охране окружающей среды. Основные принятые решения. Роль в охране окружающей среды.

41.Что означает слово «экология»? Кто впервые предложил использовать понятие «экология»?

42. Что составляет предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии?

43. Почему принято говорить о единстве организма и среды?

44. Укажите формы приспособления растений к условиям освещения.

45. Какую важную роль играет вода в биосфере?

46. Как происходит круговорот воды в природе? Какую роль в круговороте воды в природе играет транспирация?

47. На какие виды хозяйственной деятельности человеку необходимо вода?

48. Каковы основные источники загрязнения воды?

49. Что такое почва?

50.Какие виды загрязнения почв вам известны?

51.Что такое эрозия почвы? Каковы её последствия?

52.Что такое паразитизм? Расскажите о разных формах паразитизма.

53.Какую роль играют домашние животные в распространении паразитов человека? Приведите примеры.

54.В чем сходство и различие паразитизма и хищничества? Приведите примеры.

55.Что такое биогеоценозы, каковы его показатели?

56.Что такое «экологическая сукцессия»?

57.Какие изменения происходят в популяциях разных видов в ответ на увеличение плотности?

58.Стоит ли разрешать охоту на диких животных? Если да, то можно ли сделать так, чтобы охота не наносила урона популяции этих животных?

59.Каковы границы биосферы?

60.Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой?

61.Каковы плюсы и минусы промышленной революции?

62.Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах?

63.Назовите основные причины ускоренного роста численности населения Земли?

64.Какое влияние на здоровье человека может оказать повышенный уровень шума?

65.Каковы основные источники радиационного загрязнения?

66.Каковы меры личной профилактики для предотвращения тяжких заболеваний и преждевременной смерти?

67.Почему большинство биологических процессов имеет циклический характер, то есть чередование периодов покоя и активности?

68.Поясните, какой смысл вкладывается в понятие природопользование.

69.Проанализируйте, почему природопользование должно быть рациональным.

70.Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы.

71.Поясните, каким образом можно использовать энергию волн, ветра, солнца;

приведите примеры.

72.Обоснуйте необходимость создания Красной книги, приведите примеры.

73.Дайте определение основных видов охраняемых территорий.

74.Охарактеризуйте причины исчезновения отдельных видов растений и животных

75.Сформулируйте понятие Мировой океан, предложенное Ю.М. Шокальским.

76.Проанализируйте роль Мирового океана в мировом хозяйстве

77.Охарактеризуйте значение лесов в природе и в жизни людей.

78.Объясните, что включает в себя понятие экологический мониторинг.

79.Назовите виды мониторинга.

80.Охарактеризуйте методы мониторинга.

81.Поясните, что такое биоиндикация.

82.Дайте определение экологического права.

83.Какой основной документ регулирует правоотношения в экологической

сфере в настоящее время в КР?

Тесты для промежуточной аттестации по дисциплине

1. Какие вопросы рассматривает дисциплина Экологические основы природопользования?

а) закономерности взаимодействия любого биологического вида со средой;

б) закономерности взаимодействия отдельных групп организмов с другими группами и со средой;

в) закономерности взаимодействия человека со средой своего обитания.

2. Какие проблемы называются экологическими?

а). Любые явления, связанные с нерациональным взаимодействием общества и окружающей среды;

б). Сбалансированность взаимоотношений человека с видами, популяциями и сообществами;

в). Экологическая регламентация хозяйственной деятельности;

г) Экологически оправданное воздействие на виды, популяции и экосистемы;

3. К чему ведет, в конечном итоге, отсутствие экономических стимулов в охране окружающей среды?

а) к экологическому кризису;

б) к сохранению экологического равновесия;

в) к экономии природных ресурсов.

4. К чему ведет уничтожение лесов?

а) к увеличению содержания кислорода в атмосфере;

б) к уменьшению содержания углекислого газа в атмосфере;

в) к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере.

5. Что относится к естественной стороне экологического кризиса?

а) неспособность государственных структур преодолеть противоречия;

б) восстановление и оздоровление окружающей среды;

в) деградация природной среды.

6. Как реализуется экономическое направление выхода из экологического кризиса?

а) внедрением безотходных и малоотходных производств;

б) внедрением платежей за загрязнение, введением налоговых льгот, экологического страхования;

в) применением мер административно-правового воздействия.

7. Что представляет собой окружающая нас природа?

а)беспорядочное случайное сочетание живых существ;

б) устойчивую организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира;

в) сбалансированную созданную человеком экосистему.

8. Почему необходим озоновый слой Земли?

а) он охраняет Землю от ультрафиолетового излучения;

б) он проводит на Землю ультрафиолетовое излучение;

в) он накапливает в атмосфере негативные вещества.

9. В результате каких процессов земле угрожает заболачивание, подтопление, опустынивание?

а)в результате рекультивации земли;

б) в результате загрязнения земель химикатами;

в) в результате ветровой и водной эрозии почв.

10. Какой природный объект содержит запасы полезных ископаемых?

а) земля;

б) недра;

в) вода.

11. Какова экологическая функция воды?

а) взаимосвязь органической и неорганической материи;

б) поглощение углекислого газа и поддержание кислородного баланса;

в) создание гидрологического режима жизни на земле.

12. Какие ресурсы можно назвать относительно восстановимыми?

а) пресной воды, почвы, каменного угля;

б) солнечные, климатические, геотермальные;

в)лесные, рыбные, дикого животного мира

13. Какая форма собственности на землю определена Конституцией КР?

а)объективная, субъективная;

б) частная, государственная, муниципальная;

в) национальная, межнациональная, народная.

14. Какая форма собственности существует на недра?

а) частная;

б) государственная;

в) муниципальная.

15. Какая форма собственности установлена на атмосферный воздух как природный объект?

а)государственная;

б) все формы собственности;

в) атмосферный воздух не относится ни к одной форме собственности.

16. Какая процедура является гарантией качества окружающей среды и проводится при принятии решений о строительстве хозяйственных и иных объектов деятельности?

а) экологический мониторинг;

б) экологический контроль;

в) экологическая экспертиза.

17. Какие показатели относятся к нормативам допустимых физических воздействий на окружающую среду?

а) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

б) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

в) нормативы тепла, вибрации, ионизирующего излучения.

18. Что понимается под воздействием на окружающую среду?

а)производственный цикл природы, обеспечивающий самоочищение и саморегуляцию;

б) биологические изменения окружающей среды;

в) антропогенная деятельность, вносящая физические, химические и биологические изменения в окружающую среду.

19. Какой закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды?

а)Закон об охране окружающей среды;

б) Конституция КР;

в) Земельный кодекс.

20. Система наблюдения, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды - это:

а)экологическая сертификация;

б) экологический мониторинг;

в) экологическая экспертиза.

21. Какой объект является международным и находится в пользовании и охраняется всеми государствами мира?

а)атмосфера;

б) животный мир;

в) недра.

22. Какая международная организация, занимающаяся вопросами экологии, является наиболее авторитетной?

а) ЮНЕП;

б) ООН;

в) ВОЗ.

23. В чем суть концепции устойчивого развития?

а) в проведении социально-экономической и эколого-ресурсной политики, которая обеспечила бы гармоничное развитие общества и биосферы;

б) в признании необходимости загрязнения природных объектов в результате антропогенной деятельности;

в) в повышении незащищенности личности в условиях углубляющегося экологического кризиса и усиливающегося негативного воздействия техногенной деятельности на природу.

24.Экологически чистым автомобилем является…

а) ветромобиль

б) электромобиль

в)кислородомобиль

г) солнцемобиль

25.Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе и воде необходимы…

а) при подготовке статистической отчетности предприятия

б) для сохранения здоровья людей

в) на всякий случай

г) для обеспечения чиновников работой

26.Нарушением прав государства на недра, воды, леса является…

а) сбор черники в лесу

б) самовольная добыча алмазов

в) ловля рыбы на удочку

г) полив огорода из скважины

27. Загрязнение окружающей природной среды в результате деятельности человека называется…

а) антропогенным

б) биологическим

в) естественным

г) физическим

28. Физическое загрязнение воды связано с (со)…

а) Сбросами тепла в воду

б) Радиоактивным загрязнением водоемов

в) Землетрясениями

г) Выхлопными газами автотранспорта

29. К государственному органу общей компетенции в области охраны окружающей среды относится:

а) Министерство здравоохранения и социального развития КР;

б) Министерство экологии и природных ресурсов КР

в) Правительство КР;

г) Министерство сельского хозяйства КР;

30. Перед человечеством стоит задача управления природными экосистемами с целью…

а) Их охраны

б) Сохранения жизни на Земле

в) Связи с другими планетами

г) Полного использования невозобновимых ресурсов

Ключ к тесту.

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1

В

11

В

21

А

2

Б

12

В

22

Б

3

А

13

Б

23

А

4

В

14

Б

24

Б

5

В

15

В

25

Б

6

А

16

В

26

Б

7

Б

17

А

27

А

8

А

18

В

28

А

9

А

19

А

29

Б

10

Б

20

Б

30

А

Критерии оценивания :

«отлично» - 25-30 баллов

«хорошо» - 20-24баллов

«удовлетворительно» - 15-19баллов


Экологиянын практикалык (семинардык) сабагында студенттердин билимин баалоонун картасы

Өтүлүүчү сабактардын темалары

Сабактын жүрүшүндө студенттердин билимин баалоонун критерийлери

Сабактын этаптары

Максималдуу балл

1.

Введение

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

2

Особенности взаимодействия общества и природы.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

3

Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

4

Природные ресурсы и принципы рационального природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

5

Источники загрязнения окружающей среды

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

6

Мониторинг окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

7

Отходы. Классификация отходов.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

8

Охрана окружающей среды. Охраняемые природные территории. Красные книги.

Сабакка катышкандыгы үчүн

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат. Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

9

Правовые и социальные вопросы природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

10

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,5

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактайалган студентке коюлат.

Лекцияда өтүлгөн материалды билсе

0,5

Лекцияда өтүлгөн материалды толук билген студентке коюлат.

Практикалык же семинардык сабакты өздөштүргөндүгү үчүн

1 балл

Практикалык же семинардык сабактын бардык суроолоруна жооп берсе, берилген тапшырмаларды толук аткарган студентке коюлат.

Баары:

2 балл

Экологиянын лекциялык сабагында студенттердин билимин баалоонун картасы

Өтүлүүчү сабактардын темалары

Сабактын жүрүшүндө студенттердин билимин баалоонун критерийлери

Сабактын этаптары

Максималдуу балл

1.

Введение

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

2

Особенности взаимодействия общества и природы.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

3

Антропогенное воздействие на природу. Экологический кризис.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

4

Природные ресурсы и принципы рационального природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

5

Источники загрязнения окружающей среды

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

6

Мониторинг окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

7

Отходы. Классификация отходов.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

8

Охрана окружающей среды. Охраняемые природные территории. Красные книги.

Правовые и социальные вопросы природопользования.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

9.

Правовые и экономические вопросы природопользования

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

10

Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

Сабакка катышкандыгы үчүн

0,1

Сабакка кечикпей келип, өзүн алып жүрүү эрежелерин сактай алган, өтүлгөн теманы кунт коюп уккан студентке коюлат.

Активдүүлүгү үчүн

0,3 балл

Сабактын жүрүшүндөокутуучунун берген суроолоруна так жана туура жооп бере алган студентке коюлат

Лекцияда өтүлгөн материалды өздөштүргөндүгү үчүн

0,6

Өтүлгөн теманы түшүнүп, ага карата мисалдарды келтире алган, теманы турмуш менен жана тандап алган кесибиндеги ордун аныктап, суроолорго жооп бере алган студентке коюлат.

Баары:

1 балл

Критерии оценивания текущего контроля

Для оценки дескрипторов компетенций используется балльная шкала оценок. Для определения фактических оценок каждого показателя выставляются следующие баллы.

Для дескрипторов категории «Знать»:

Критерии

Баллы

1

- результат, содержащий полный правильный ответ, полностью соответствующий требованиям критерия, максимальное количество баллов

1,0 балл;

2

результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – более 60%) или ответ, содержащий незначительные неточности, т.е. ответ, имеющий незначительные отступления от требований критерия

0,75баллов;

3

результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – от 30 до 60%) или ответ, содержащий значительные неточности, т.е. ответ, имеющий значительные отступления от требований критерия;

0,5баллов;

4

результат, содержащий неполный правильный ответ (степень полноты ответа – менее 30%), неправильный ответ (ответ не по существу задания) или отсутствие ответа, т.е. ответ, не соответствующий полностью требованиям критерия

0,3баллов;

Для дескрипторов категорий «Уметь» и «Владеть»:

1

-выполнены все требования к выполнению, написанию и защите задания, работе в коллективе, применению знаний на практике. Умение (навык) сформировано полностью

2 балла;

2

-выполнены основные требования к выполнению, оформлению и защите задания, работе в коллективе, применению знаний на практике. Имеются отдельные замечания и недостатки. Умение (навык) сформировано недостаточно полно

1.5 баллов;

3

выполнены базовые требования к выполнению, оформлению и защите задания, работе в коллективе, применению знаний на практике. Имеются достаточно существенные замечания и недостатки, требующие значительных затрат времени на исправление. Умение (навык) сформировано на минимально допустимом уровне

1,0 баллов;

4

требования к написанию и защите работы, работе в коллективе, применению знаний на практике не выполнены. Имеются многочисленные существенные замечания и недостатки, которые не могут быть исправлены. Умение (навык) не сформировано

0,5 баллов.

1914 11:44 01-06-2018

                 

Жанылыктар

|< 1 >|