News

Стратегический план факультета русской филологии на 2017 – 2022 год.

ОШСКИЙ ГОСУДАРСТВУЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Утверждено на ученом совете факультета русской филологии ОшГУ

Протокол № 1 от 27 сентября 2017г.

Стратегический план факультета русской филологии на 2017 – 2022 годы

ОШ - 2017

Стратегический план факультета русской филологии

на 2017 – 2022 годы

1. Вводная часть

Программа развития факультета русской филологии составлена с учетом «Программы развития ОшГУ» на 2017 – 2022 годы», утверждённой приказом ректора № 639 от 6 декабря 2013 года.

1.1. Анализ состояния факультета русской филологии

Факультет русской филологии Ошского государственного университета образован в 1951 году. Факультет имеет сложившиеся традиции, успехи в образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и других видах деятельности. И задача факультета – сохранить традиции, приумножить достижения и продолжить развитие факультета по всем направлениям деятельности.

В настоящий момент на факультете действуют пять кафедр: русского и сопоставительного языкознания; всемирной литературы; практического курса русского языка и культуры речи; методики преподавания русского языка и литературы, а также иностранного языка и межкультурной коммуникации. Факультет осуществляет подготовку по следующим основным образовательным программам высшего образования (ООП):

Программы бакалавриата

Ø 550300 Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»)

Ø 531100Лингвистика (профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и межкультурных коммуникаций»)

Программы магистратуры

Ø 531000 Филология

Ø 550300 Филологическое образование

Ø Всего на факультете обучается _755__ студентов, из них 45 магистрантов и 17 аспирантов. ОФО – 504; ЗФО – 189)

В структуре факультета действуют:

Ø Центр лингвистических исследований: проводит исследования в области когнитивной лингвистики, теории языкознания, сопоставительного языкознания, межкультурной коммуникации и т.п. На факультете функционирует лингвистическая школа проф. Зулпукарова К.З., работающая над актуальными проблемами языкознания.

Ø Лаборатория критического мышления, главными задачами которой является обучение студентов-бакалавров и магистрантов применению инновационных технологий на занятиях по русскому языку и литературе в целях улучшения качества преподавания; проведение курсов повышения квалификаций для учителей средних школ и преподавателей вузов.

Ø Славянский центр, в задачи которого входит сотрудничество с вузами РФ, а также популяризация русского языка на юге КР.

В состав научно-педагогических и научных работников факультета входит 57 человек. Из них 3 доктора наук (в том числе 1 человек со званием профессора), 15 кандидатов наук. 10 сотрудников факультета имеют звание доцента.

Программа развития ФРФ разработана с учетом потребностей южного региона КР в высококвалифицированных специалистах в области филологии, лингвистики. При разработке программы развития учитывались результаты SWOT-анализа имеющихся в наличии ресурсов, кадрового потенциала, основных направлений деятельности факультета по состоянию на апрель 2016 года.

Сильные стороны ФРФ:

Ø многолетний опыт работы на рынке образовательных услуг, традиции факультета и их преемственность;

Ø качественная, фундаментальная подготовка конкурентоспособных специалистов, подтверждающаяся высоким процентом трудоустройства выпускников, которые работают в разных сферах;

Ø наличие научной школы;

Ø деятельность методического центра и лаборатории критического мышления на факультете;

Ø сложившиеся контакты с партнерами по СНГ, в том числе с РФ; опыт студенческого и магистерского обмена;

Слабые стороны:

Ø слабая и устаревшая материально-техническая база;

Ø неудовлетворительное состояние аудиторного фонда;

Ø недостаточное информационно-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Возможности:

Ø оптимизация ООП;

Ø расширение сотрудничества кафедр факультета в научно-исследовательской деятельности;

Ø расширение взаимодействия с зарубежными партнерами:

- разработка и реализация экспортно-ориентированных и совместных образовательных программ

- реализация совместных научно-исследовательских проектов

- развитие мобильности преподавателей и студентов;

Ø усиление взаимодействия с работодателями в академическом и социокультурном направлениях;

Ø развитие сотрудничества с другими факультетами университета в различных образовательных и исследовательских проектах;

Ø расширение сотрудничества с другими образовательными организациями.

Угрозы:

Ø внешняя и внутренняя конкуренция;

Ø снижение уровня подготовки абитуриентов;

Ø финансовая нестабильность.

1.2. Миссия ОшГУ

  • Обеспечение гарантии качества процесса современного образования путем компетентностного подхода; интеграция образования, науки и культуры в мировое образовательное пространство; формирование в молодежи нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей;
  • подготовка высокопрофессиональных кадров, способных своим интеллектуальным потенциалом обеспечить экономическое, социальное и политическое развитие государства;
  • вхождение в число пяти лучших университетов Центральной Азии.

1.3. Стратегические цели

Ø Развитие эффективной интегрированной системы образования, способствующей качественной профессиональной подготовке специалистов в области филологического и лингвистического образования

Ø Обеспечение конкурентоспособности факультета на рынке образовательных услуг юга Кыргызстана

Ø Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований.

Ø Позиционирование факультета как научно-образовательного и культурно-просветительского центра на рынке образовательных услуг.

Ø Укрепление международных связей, реализация совместных образовательных программ с зарубежными партнерами.

Ø Создание условий для личностного, творческого и профессионального роста субъектов образовательного процесса.

2.Основные направления деятельности

2.1. Модернизация образовательной деятельности

ФРФ выполняет все целевые показатели по образовательной деятельности. Особенности образовательной деятельности на факультете: фундаментальность, междисциплинарность, инновационность.

Наименование показателя

Пороговое значение

Значение

Средний балл ОРТ поступивших на 1-й курс по образовательным программам бакалавриата

110 б.

128

Спектр реализуемых на факультете образовательных программ высшего образования:

- бакалавриат

- магистратура

3

2

2

2

Удельный вес магистрантов в расчетном контингенте студентов факультета

2,0 %

6,0%

Удельный вес иностранных студентов в расчетном контингенте студентов факультета

1,0 %

5%

Цель: развитие системы образовательной деятельности факультета с целью обеспечения высокого качества подготовки обучающихся.

Задачи:

1. Интеграция в мировое образовательное пространство как условие реализации принципов Болонской декларации:

· реализация многоуровневой системы непрерывного образования;

· внедрение программ организации учебного процесса на основе положений Болонской декларации (в том числе более активное внедрение в практику обучения освоение образовательных программ по индивидуальным планам);

· обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

· разработка и реализация совместных с отечественными и иностранными партнерами учебных курсов и программ;

· обмен лучшими практиками в области образовательных технологий;

· обеспечение конкурентоспособности дипломов и квалификационных характеристик выпускников.

2. Открытие новых образовательных программ:

Ø открытие новых бакалаврских программ по направлениям 45.03.02 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили «Русский язык и иностранный язык (английский)

· открытие магистерской программы по направлению «Лингвистика»

· расширение спектра программ дополнительного образования;

· разработка и реализация программ повышения квалификации совместно с работодателями.

3. Модернизация образовательных программ высшего образования в контексте современной образовательной парадигмы:

· разработка и реализация основных образовательных программ высшего образования на основе требований Мин. образования;

· модернизация содержания образования и технологий обучения на основе компетентностного подхода;

· создание современных учебно-методических пособий и электронных учебников для обеспечения новых учебных дисциплин (особенно по магистерским программам).

4. Создание модели выпускника, соответствующей потребностям рынка труда.

5. Участие работодателей в учебном процессе:

· проведение семинаров, практических занятий, консультаций по дисциплинам учебного плана;

· участие в промежуточной, итоговой и государственной аттестации студентов;

· участие в организации и осуществление руководства различными видами практик студентов.

6. Развитие инновационных технологий обучения:

· активное внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;

· использование практико-ориентированных форм обучения;

· развитие новейших информационно-коммуникационных технологий, в том числе освоение и внедрение в учебный процесс дистанционных форм обучения;

· регулярное проведение методических семинаров для преподавателей факультета с целью повышения квалификации в вопросе организации образовательного процесса.

7. Эффективное управление качеством образования:

· мониторинг качества подготовки с учетом мнения работодателей и общественно-профессиональных объединений.

· совершенствование организационного механизма управления качеством образовательной деятельности на факультете;

· участие в международной системе аккредитации.

2.2. Развитие научно-исследовательской деятельности

Среди показателей научно-исследовательской деятельности факультет не выполняет два: среднегодовое количество статей, зарегистрированных в Web of Science/Scopus и среднегодовое число защит диссертаций штатных НПР к общей численности штатных НПР факультета.

Наименование показателя

Пороговое значение

Показатели

факультета (за 2017г)

1.

Среднегодовое количество статей, зарегистрированных в Web of Science/Scopus, в расчете на 100 штатных НПР (ставок), за три года

2

0

2.

Среднегодовое количество статей, зарегистрированных в РИНЦ, в расчете на 100 штатных НПР (ставок), за три года

20

57

4.

Среднегодовое число защит диссертаций штатных НПР к общей численности штатных НПР факультета (ставок), за три года

0,05

0,015

5.

Среднегодовое количество монографий, подготовленных штатными НПР к общей численности штатных НПР факультета (ставок), за три года

0,08

1

6.

Среднегодовое количество учебно-методических изданий, подготовленных штатными НПР к общей численности штатных НПР факультета (ставок), за три года

0,33

27 всего (0,4)

Цель: дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований, повышение уровня и востребованности результатов научно-исследовательской деятельности для достижения всех целевых показателей по НИР.

Задачи :

1. Проведение комплексных научных исследований в рамках кафедральных тем на площадках научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров.

2. Поддержка деятельности научных школ. Развитие новых научных школ.

3. Открытие Диссертационного Совета по специальностям 10.02.20 – сравнительно-сопоставительное языкознание и 10.02.19 – теория языка.

4. Активное участие преподавателей факультета в научных конференциях на региональном и международном уровнях.

5. Организационная и информационная поддержка научно-педагогических работников факультета, участвующих в международных, региональных конкурсах, связанных с получением грантов на проведение научных исследований.

6. Развитие системы непрерывной подготовки квалифицированных специалистов, способных вести научные исследования на современном уровне, включающей в себя:

· научное консультирование исследовательской деятельности школьников (в том числе организацию профильного филологического класса);

· НИРС и УИРС при освоении основных профессиональных образовательных программ;

· обучение в магистратуре;

· подготовку аспирантов;

· привлечение старшеклассников и студентов к совместной проектной деятельности на факультете.

7. Поддержка сотрудников, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями.

8. Публикация преподавателями факультета научных статей в журналах с высоким индексом цитирования (ВАК, РИНЦ, SCOPUS, Web of Science), стимулирование осуществления изданий учебно-методических пособий и монографий.

9. Расширение сотрудничества с университетами и научно-исследовательскими институтами в КР и за его пределами в области совместных научных исследований.

10. Активное привлечение бюджетных и внебюджетных средств на проведение научных исследований.

11. Развитие обратной связи с работодателями в целях повышения уровня практической ориентированности научных исследований.

Планируемое количество защит диссертаций

2017

2018

2019

2020

2021

Кандидатских

2

1

2

1

Докторских

1

1

1

Планируемое количество статей, зарегистрированных в Web of Science/Scopus

1

1

1

3

4

2.3. Интернационализация образовательной и научно-инновационной деятельности

Цель: развитие международного сотрудничества в образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и др. сферах деятельности для повышения конкурентоспособности факультета и университета на рынке образовательных услуг в КР и за рубежом.

Задачи:

1. Повышение уровня владения иностранными языками студентами и преподавателями нелингвистических направлений с целью получения международных сертификатов, подтверждающих уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции.

3. Организация и проведение совместных с партнерскими вузами международных конференций, семинаров, научно-исследовательских проектов.

4. Активизация участия преподавателей и студентов факультета в международных программах академической мобильности.

2017

2018

2019

2020

2021

Количество студентов, участвующих в программах выездной мобильности

3

2

2

Количество преподавателей, участвующих в программах выездной мобильности

4

3

3

Количество студентов, прошедших обучение за рубежом не менее семестра

1

4

2.4. Развитие кадрового потенциала

Кадровая обеспеченность факультета

Наименование показателя

Пороговое

значение (%)

Значение (%)

1.2.

Доля НПР (расчетных целочисленных ставок) с учеными степенями (кандидата или доктора наук) и/или учеными званиями (доцента или профессора) в общем числе НПР факультета (определенных в расчетных целочисленных ставках)

%

40

36,8

1,3.

Доля НПР (расчетных целочисленных ставок) с ученой степенью доктора наук и/или ученым званием профессора в общем числе НПР факультета (определенных в расчетных целочисленных ставках)

%

10

3

1.4.

Доля руководителей и ведущих специалистов от работодателей (расчетных целочисленгых ставок), привлекаемых к учебному процессу (на условиях внешнего совместительства или почасовой оплаты), в НПР факультета (определенных в расчетных целочисленных ставках)

%

10

2

1.6.

Число НПР (физических лиц) факультета с учеными степенями к.н. и д.н. в расчете на 100 студентов (расчетный контингент факультета)

единиц

2,8

3

1.7.

Число студентов (расчетного контингента факультета) в расчете на одного преподавателя факультета (одну ставку штатного НПР)

чел.

10,7

13

Цель: создание и реализация программы воспроизводства и развития кадрового потенциала, предусматривающей активное привлечение к преподавательской и научной деятельности наиболее одаренных, компетентных бакалавров и магистрантов.

Задачи:

1. Более активное привлечение руководителей и ведущих специалистов от работодателей к учебному процессу и совместной исследовательской деятельности.

2. Привлечение к преподавательской и научной деятельности наиболее одаренных, компетентных бакалавров и магистрантов.

3. Подготовка высококвалифицированных кадров для кафедр факультета через магистратуру и аспирантуру.

4. Создание системы перспективного планирования и подготовки кандидатов и докторов наук.

5. Повышение квалификации преподавателей факультета в базовых вузах и ОшГУ.

6. Повышение квалификации преподавателей факультета через участие в стажировках и конференциях и семинарах, в том числе финансируемых международными фондами и грантами.

7. Приглашение ведущих специалистов отечественных вузов и зарубежных вузов-партнеров к чтению дисциплин основных образовательных программ, к реализации программ дополнительного образования, а также к другим образовательным и научно-практическим мероприятиям факультета.

2.5. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы факультета

Цель: доведение материально-технического обеспечения научных исследований и учебного процесса до современного уровня.

Задачи:

1. Ремонт аудиторий, кабинетов, учебных лабораторий (ул. Масалиева __ каб. № 103,104,105,106, 111, 112, 115, 134, 135, 214, 225, 232).

2. Приобретение новой мебели для аудиторий и служебных помещений.

3. Обеспечение нормативных требований к режиму условий труда.

4. Приобретение современного учебного, научного оборудования и лицензионного программного обеспечения.

5. Создание современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей лаборатории.

6. Организационное сопровождение функционирования медиалаборатории.

7. Создание лингафонного кабинета.

2.6. Информатизация факультета

Цель: информатизация всех основных видов профессиональной деятельности на факультете (учебно-воспитательной, научной, административной).

Задачи:

1. Расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и НИР.

2. Создание электронной информационно-образовательной среды для осуществления учебно-воспитательного процесса.

3. Оснащение аудиторий комплектами информационно-технических средств обеспечения учебно-воспитательного процесса.

4. Разработка электронных учебников и пособий, электронных версий УМК дисциплин по направлениям подготовки.

2.7. Социальная и воспитательная работа со студентами

Цель: создание условий для самореализации, для личностного, нравственного, интеллектуального, творческого и профессионального развития студента; развитие общности студентов в рамках структурного подразделения «Факультет русской филологии».

Задачи:

1. Организация и проведение совместных с партнерскими вузами международных конференций, семинаров, научно-исследовательских проектов.

2. Активизация участия преподавателей и студентов факультета в международных программах академической мобильности.

3. Развитие института кураторства:

· переосмысление его функций в контексте меняющихся задач образовательного процесса;

· совершенствование форм работы кураторов.

4. Совершенствование механизмов и форм поощрения студентов.

5. Формирование и актуализация у студентов общекультурных компетенций.

6. Создание социальной среды, благоприятной для развития гражданского самосознания студентов и преподавателей.

7. Активное привлечение бюджетных и внебюджетных средств для организации социальной и воспитательной работы.

2.8. Дополнительные образовательные услуги

    Цель: создание условий для непрерывного образования граждан в области филологии, лингвистики, межкультурной коммуникации и языкового образования.

Задачи:

1. Мониторинг внешнего и внутреннего рынка дополнительных образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг, оказываемых факультетом.

2. Систематическое обновление предложений на рынке образовательных услуг.

3. Расширение целевой аудитории дополнительных образовательных программ факультета.

4. Расширение сферы оказания дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям и учреждениям на основе использования современных информационных и образовательных технологий.

2.9. Позиционирование факультета

Цель: позиционирование факультета как системообразующего научно-образовательного и социокультурного центра, отвечающего целям и задачам инновационного развития общества.

Задачи:

1. Дальнейшее расширение взаимодействия с социальными партнерами с целью развития основных и дополнительных образовательных программ, а также с целью реализации социально-значимых проектов.

2. Усиление работы со средствами массовой информации, обеспечение регулярного и позитивного освещения в СМИ региона деятельности факультета.

3. Проведение целевых, в том числе билингвальных, олимпиад, конкурсов, фестивалей среди молодёжи Ошской области и южного региона КР с целью привлечения их внимания к изучению русского языка и культуры, а также другим проблемам филологии и лингвистики.

4. Освещение мероприятий факультета на сайте ОшГУ, а также в ресурсах коллективного пользования, в интернет-изданиях, сайтах, социальных сетях общественных некоммерческих организаций, учреждений-партнеров для привлечения внимания к факультету и университету в целом.

5. Разработка и реализация плана профориентационных мероприятий для обеспечения набора на образовательные программы факультета.

6. Расширение взаимодействия факультета с отечественными и Российскими представительствами, занимающимися вопросами продвижения русского языка и русской культуры в КР.

Реализация программы развития факультета русской филологии позволит:

· создать условия для повышения качества организации образовательного процесса и развития творческой активности студентов;

· создать благоприятные условия для эффективной и плодотворной работы коллектива;

· повысить рентабельность основных профессиональных образовательных программ;

· повысить востребованность выпускников на рынке труда;

· добиться ещё более высоких результатов в научно-исследовательской деятельности;

· повысить показатели финансово-экономической деятельности факультета.

Администрация факультета согласно миссии вуза и стратегическому плану ОшГУ на 2017-2022 гг. разработала долгосрочную стратегию развития образовательной программы. (утверждена на Ученом Совете факультета № 1 от.27.09.2017г.)

:

Таблица 1.4.1. Стратегический план развития ООП на 2017-2022 гг.

C тратегические планы развития ОП

Сроки

Какие меры планируется предпринять для выполнения задачи

Индикаторы достижения задач

1.

Создание и обновление базы стейкхолдеров ООП.

2017-2022

1.Организация мероприятий со стейкхолдерами;

2.Усовершенствование деятельности “Ассоциации выпускников.

1.Список стейкхолдеров;

2.Протоколы мероприятий;

3.Различного рода мероприятия(встречи, круглые столы,анкетирование, конференции, Форум учителей русского языка и литературы, Зимняя школа и др.).

2.

Внесение корректив в ООП с учетом мнений стейкхолдеров и потребностей рынка труда

2017-2022

1.Обновление содержания анкет, организация встреч с целью выявления потребностей стейкхолдеров;

2.Ежегодное проведение анкетирования с заинтересованными сторонами;

3.Анализ анкет

4.Обсуждение отчетов ППС.

5. Мониторинг ООП

1..Протоколы заседаний рабочей группы, кафедр, Ученого совета факультета

2.Обновление матрицы компетенций.

3.Обновление ООП.

3.

Составление каталога элективных курсов

2017-2022

1.Определение потребностей студентов;

2.Определение потребностей работодателей;

3.Разработка соответствующих курсов согласно целям и РО ООП.

1.Учебно-методический комплекс элективных курсов.

4.

Повышение квалификации ППС

Ежегодно

1.Разработка механизмов по оцениванию деятельности ППС;

2. Организация семинар-тренингов по обсуждению требований госстандартаКР, содержания ООП.

4.Организация семинаров по компетентностному подходу к обучению, инновационным технологиям обучения и др.

5.Организация гостевых лекций

6.Работа в проектах

1.Протоколы методического совета, взаимопосещений, открытых занятий.

2.Программы семинар-тренингов,

3.Сертификаты

5.

Укрепление материально-технической базы

2017-2022

1.Компьютерные классы;

2.Оснащение аудиторий интерактивной доской, проекторами и т.д.;

3.Обновление материально-технической базы кафедр.

1.Независимый центр тестирования,

2.Компьютеры

3.Интерактивные доски, проекторы

6.

Обеспечение конкурентоспособности выпускников профиля «Русский язык и литература» на рынке образовательных услуг Кыргызстана

2017-2022

1.Улучшение профориентационной работы.
2.Организация дополнительных образовательных услуг населению юга Кыргызстана.

1.Увеличение количества студентов, поступающих на очную и заочную формы обучения, а также в магистратуру.

2.Проведение Зимней школы.

3.Деятельность курсов русского языка.

7.

Развитие научно-исследовательской деятельности

ППС и активное вовлечение в НИР студентов.

2017-2022

1. Организация научно-методических конференций при поддержке центра лингвистических исследований под руководством проф. Зулпукарова К.З. и лаборатории критического мышления под руководством доц. Ешеновой Н.А. Привлечение студентов на конференцию.

2.Участие и публикация в научно-методических конференциях ППС совместно со студентами.

3.Организация научных кружков для студентов.

4.Организация гостевых лекций с известными учеными.

1.Возрастание доли остепененных преподавателей

2. Публикации.

3.Сборники

4.Информация на сайте.

8.

Укрепление международных связей с другими вузами, реализация совместных образовательных программ.

2017-2022 гг.

1.Проведение культурно-массовых мероприятий на факультете совместно с представителями Ген.консульства РФ, представителями организации «Русский мир».

2.Проведение совместных с партнерскими вузами международных конференций, семинаров, научно—исследовательских проектов.

3.Активизация участия преподавателей и студентов факультета в программах академической мобильности.

4.Уточнение академической разницы

5.Определение удовлетворенности студентов по академической мобильности

1.Различного рода мероприятия.

2.Разработка совместной образовательной программы с другими вузами.

3.Приказы по академической мобильности ППС и студентов.

7.

Пополнение библиотечного фонда

Ежегодно

1.Создание библиотечного фонда, предусмотренных ООП

2.Ознакомление с каталогом книг;

3.Обеспечение литературой необходимой для соответствующих дисциплин;

  • 4.Создание электронной библиотеки.

1.Перечень литературы, необходимых для дисциплин ООП;

2.Заявка на приобретение новой литературы;

3.Электронные учебники.

8.

Комплексные меры для достижения РО ООП студентами

2017-2022

1.Усовершенствование УМК дисциплин;

2...2..Мероприятия по выравниванию знаний студентов;

3.Организация кружков

1.УМК дисциплин.

2.Результаты повторного тестирования

2. План работы кружков

9.

Разработка фонда оценочных средств

2017-2022

1.Уточнение критериев фонда оценочных средств

1Фонд оценочных средств

10.

Прохождение независимой аккредитации

2019

Рассмотрение результатов анализа данных на совещаниях, админ.советах; выработка и проведение корректирующих мероприятий по улучшению самоотчета

1.В процессе подготовки

11.

Участие в НААР КР

ежегодно

сбор информации для рейтинга

Итоги рейтинга

Декан ФРФ: Мадмарова Г.А.

Зам. декана по учебной работе: Темиркулова Ы.А.

Зам. декана по научной работе: Ормокеева Р.К.

Зам.декана по воспитательной

работе: Сабиралиева З.М.

Зав.магистратурой: Сабирова В.К.

1510 15:31 13-04-2019

                 

News

|< 1 >|