Урматтуу кесиптештерим, студент досторум.

Университеттин ректору катары коомдогу, дүйнөдөгү окуяларга, билим берүүдөгү тенденцияларга карата, канткенде университетти өнүктүрөбүз деп бардык жагдайга сергек акыл калчап, ой жүгүртүүгө аракеттенем. Келечекте университетте боло турган жаңылыктарды, жакшылыктарды, демилгелерди Сиздер менен бөлүшсөм деп ниет кылдым. Баарыбыз үчүн ыйык болгон ОшМУ жөнүндөгү ойлорума кошуласыз деп ишенем.

Рубрика "Слово ректора"

Каныбек Исаков: Инновационные университеты (производственные, предпринимательские) и образовательные кластеры

В университетском образовании в соответствии с требованием времени всегда происходят изменения. Университеты являются распространителями передовых идей, новых моделей образования, инновационных технологий, стоят в авангарде общественного развития, открывают пути к экономическому и духовному росту общества. В этой связи мы должны чувствовать веяния времени, стараться менять облик и содержание своей деятельности, чтобы сохранить статус нашего вуза как университета. Поэтому хочется поделиться с вами мыслями об изменениях, происходящих в университетах мира, о пути, по которому идем мы, определить перспективные ориентиры и обменяться мнениями об инновационных университетах и университетских кластерах. Сегодня инновационные университеты в отличие от классических университетов получают прибыль через сочетание образования, научно-исследовательской и производственной деятельности.Такие вузы имеют в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Таким образом, инновационные университеты формируют, во-первых, поколение инноваторов, во- вторых, новые модели специалистов, нацеленных на подготовку и выработку инновационных идей и продукции для разных сфер экономики. Напомним, что термин «производственный университет» впервые ввёл в обиход в 1998 году Б. Кларк, который выделил следующие стороны деятельности такого учебного заведения: 1) усиление ядра управления университета; 2) расширение связей с группами и организациями вне университета; 3) всестороннее увеличение источников финансирования (диверсификация); 4) стимулирование предпринимательства в структурах вуза; 5) развитие комплексной культуры предпринимательства. Наряду с этим в задачи инновационного университета входит: управление вузом с учетом опыта мировых университетов; формирование инновационно-производственной инфраструктуры; расширение источников финансирования и механизмов управления с их использованием в развитии вуза; привязка уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава к результатам их деятельности, и вкладам в развитие бизнеса (создание совместных с университетом предприятий, фирм, разработка и реализация научно-исследовательских проектов и др.). Вместе с этим в программы по подготовке и переподготовки специалистов и повышению квалификаций необходимо включить специальные курсы по предпринимательству. В инновационном университете научно-исследовательская деятельность должна быть направлена на приобретение новых знаний, образовательная деятельность – на использование этих знаний в учебном процессе для подготовки высококвалифицированных специалистов, а знания, направленные на инновационную деятельность, продавать или, говоря другими словами, использовать коммерческую составляющую. Словом, инновационный (новаторский) университет представляется университетом предпринимательского (производственного) типа, включающий в себя такие базисные элементы инновационной среды как управление и систему поддержки инновационного предпринимательства, венчурный фонд, гарантийный фонд и многопрофильный кластер малых предприятий. Венчурный фонд – это ресурсы университета, предназначенные для поддержки инновационного бизнеса студентов и сотрудников, состоящий из площадей, снабженных инженерной инфраструктурой, оборудования (средства, инструменты, станки, приборы, компьютеры и др.) и денежных средств, предоставляемые инновационным бизнес-идеям на инкубационном этапе. Гарантийный фонд– фонд, средствами которого в случаях необходимости на конкурсной основе могут воспользоваться ученые, предприниматели и бизнес-команды университета, получившие кредиты из внешних банков и инвестиционных фондов. Важным элементом инновационной сферы университета считается кластер инновационных предприятий, на что и направлена основная деятельность венчурного и гарантийного фондов. Кластер, составляя тесные связи на основе единства предметных сфер инновационных предприятий или элементов жизненного цикла (маркетинг, производство, логистика, торговля), взаимно дополняют друг друга по технологическим элементам. Так, в качестве формирующих сфер инновационных предприятий можно отметить физику, электро и IT-технологии, машиностроение, химические технологии, нанотехнологии и др. В последние годы ОшГУ идет именно по этому инновационному пути, стараясь не только готовить специалистов для разных областей экономики, но и быть непосредственным участником этой сферы, всё теснее связывая науку и образование с производством. На каждом факультете создаются производственные предприятия. Так, на факультете искусств действует швейное предприятие для дизайнеров и стилистов. На базе медицинского факультета функционируют медицинская и стоматологическая клиники. Постепенно создаются предпринимательские объекты в соответствии со специализацией и с учетом применения теоретических знаний преподавателей и студентов на практике. Эти малые или средние предприятия должны, развивая профессиональные навыки преподавателей и студентов, реализуя на практике их идеи, творческие замыслы, приносить пользу народу и государству. В этой связи каждый факультет должен задуматься и стараться в этом направлении. Иначе не будет развития, не будет хороших специалистов, и теоретические знания не будут реализованы в реальной жизни. Поэтому профессиональный и интеллектуальный потенциал факультетов мы должны направить в этом русле. Без этого мы не сможем внести свою достойную лепту в развитие человеческого потенциала и развитие страны. Университеты должны привлекать людей новыми идеями и философией созидания. Кластеры образования Образование научных и образовательных кластеров в регионах считается одним из основных средств для внесения достойного вклада в инновационное развитие общества и экономики. Единая координация деятельности образовательных учреждений и предприятий, научно-исследовательских институтов и объединение их в единый кластер будет способствовать стабильному и устойчивому развитию страны. Цель образовательного кластера заключается в повышении качества профессиональной подготовки, удовлетворении потребностей социальных партнеров в квалифицированных кадрах сегодня и в перспективе. Условно можно отметить такие образовательные кластеры, как “школа-лицей-колледж” и другие смешанные кластеры. В качестве возможных основ для образования кластеров могут служить следующие характеристики и комбинации: – региональные –создание кластеров от городских до межгосударственных; – горизонтальные: объединение в кластер нескольких учебных заведений одного уровня; – вертикальные: объединение в кластер учебных заведений разного уровня. Например, школа-среднее профессиональное учебное заведение-вуз; – латеральные: объединение в кластер учебных заведений, предприятий и организаций разного уровня и профиля; – отраслевые: объединение в кластер учебных заведений, предприятий и организаций одного профиля; – фокусные – объединение в кластер нескольких учебных заведений вокруг одного предприятия (НИИ); – качественные – объединение в кластер учебных заведений, предприятий и организаций в целях создания и реализации инноваций. В качестве примеров конкретных кластеров можно отметить колледжи, университетские комплексы, центры обслуживания, технопарки предприятий и др. Как показывают исследования по формированию инновационных университетов в мире, для перехода традиционного университета в инновационное, требуется 10-15 лет. Поэтому в целях перевода классических университетов страны в университеты инновационного типа необходимо внести в их стратегические планы соответствующие мероприятия. Для развития существующей университетской системы в стране необходимо: • обратить внимание на параметры, определяющие рейтинг университетов, развиваться в соответствии с критериями, определяющими качество образования; • планомерная и системная разработка и реализация мероприятий, нацеленных на расширение и совершенствование источников финансирования университета; •увеличение числа партнеров, обеспечивающих заказы на предоставляемые университетом образовательные услуги. Разработка плана действий по ликвидации кризисной ситуации в них; • изменение требований к ученым должностям (профессор, доцент), конкурсным правилам и стимулированию с учетом опыта университетов развитых стран мира; • использование современных средств оценки достижений ученых (например, индекса Хирши и др.); • реализация в образовании принципа «свободы выбора» наряду с развитием академической свободы и соперничества; • реализация оптимальных вариантов распределения времени на проведение занятий, научно-исследовательской работы и решение административных вопросов; • усиление работы по развитию мобильности студентов, преподавателей и ученых с учетом её значимости в научных исследованиях и образовании. Сегодня Ошский государственный университет имеет определенный практический опыт создания и успешного функционирования современного образовательного кластера – кластера универсального непрерывного образования. Действующие образовательные ступени детский сад – гимназия – колледж – бакалавриат – магистратура – ординатура – интернатура – аспирантура - докторантура объединены в один кластер подготовки специалистов разных профилей. Это структуры разного уровня и направления, объединенные одной комплексной целью. Так, у нас плодотворно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга 1 детский сад, 2 гимназии, 4 колледжа, 3 института, 3 академии, 18 факультетов, отделения магистратуры и докторантуры. В рамках кластера разработаны учебные программы и компетенции каждой ступени согласно их специализации и миссии. Подобные кластеры показывают свою жизнеспособность и актуальность, что стимулирует создание новых. ОшГУ в 2016 году выступил инициатором создания своеобразного интеграцинно-комунникационного кластера по внедрению и развитию внутренней академической мобильности студентов и преподавателей вузов страны, что выразилось в подписании руководителями региональных университетов ОГПИ, ИГУ, ТалГУ, НГУ, ЖаГУ, БатГУи ОшГУ «Ошской декларации». Ежегодно в этих университетах страны в рамках этой системы обмена обучение проходят более 300 студентов, которые получают уникальную возможность учиться в других вузах, знакомиться с жизнью других городов и регионов. Наряду с этим, каждый год 1500 студентов и около 300 преподавателей ОшГУ по линии внешней мобильности проходят обучение, стажировки и читают гостевые лекции в разных университетах мира, тем самым интегрируясь в современное мировое образовательное пространство. Меняется время, меняются и университеты. В ногу со временем идут только те, кто старается не отстать. И теперь на повестке дня стоят инновационные университеты и образовательные кластеры.


               

Рубрика "Слово ректора"

|< 1 2 3 4 >|