ООП ВПО 531800 "Европоведение"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Первый проректор ОшГУ

__________ Божонов З.С.

«___»______________ 2019 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ООП ВПО)

Направление: 531800 Европоведение

Квалификация /степень: бакалавр

Форма обучения: очная

Срок обучения: 4 года

Ош - 2019





1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ООП

1.1. Введение

Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая в Кыргызско-Европейском факультете Ошского государственного университета по направлению подготовки531800 "Европоведение" разработана в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по вышеуказанному направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики.



1.2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО

Нормативно-правовую базу разработки данной ООП ВПО составляют:

- Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30.04.2003 г. №92; (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12.2016 г.);

- Положение об образовательной организации высшего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правительства КР от 3 февраля 2004 года № 53;

- Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утверждённый постановлением Правительства КР от 29 мая 2012 г. № 346;

- Сборник нормативных документов по применению ECTS в Кыргызской Республике (приказ Министерства образования и науки КР от 6.08.2009 №824/1);

- Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23 августа 2011 года № 496 «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в КР»;

- Приказ Министерства образования и науки Кыргызской Республики «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» от 15 сентября 2015 г., № 1179/1;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Кыргызской Республики по направлению подготовки 531800 «Европоведение», утвержденный приказом Министерства образования и науки КР №11791 15 сентября 2015 г.;

- Положение об организации учебного процесса на основе кредитной технологии обучения (ECTS). (Бюллетень №18 Ошского государственного университета. от 30.08.2012 г.);

- Устав ОшГУ;

- Локальные нормативно-правовые акты ОшГУ, регулирующие образовательный процесс.

1.3. Термины и определения

В настоящей основной образовательной программе высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и международными документами в сфере высшего профессионального образования, принятыми Кыргызской Республикой в установленном порядке:

основная образовательная программа

совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;

направление подготовки

совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (специалистов, бакалавров и магистров) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

профиль

направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

цикл дисциплин

часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую

завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

модуль

часть учебной дисциплины, имеющая определенную

логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

компетенция

динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной

деятельностью в соответствующей области;

бакалавр

академическая степень, которая присваивается по результатам аттестации лицам, успешно освоившим соответствующие основные образовательные программы высшего профессионального образования с нормативным сроком обучения не менее 4 лет, и дает право ее обладателям заниматься определенной профессиональной деятельностью или продолжать обучение для получения академической степени "магистр" по соответствующему направлению;

кредит (зачетная единица)

условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

результаты обучения

компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.

1.4. Сокращения

В настоящей основной образовательной программе используются следующие сокращения:

ВПО

высшее профессиональное образование

ГИА

государственная итоговая аттестация

ГСЭ

гуманитарный, социальный и экономический (цикл)

ГОС

государственный образовательный стандарт

ИК

инструментальные компетенции

КР

Кыргызская Республика

МЕН

математический и естественнонаучный (цикл)

МОН

министерство образования и науки

ОшГУ

Ошский государственный университет

ОК

общенаучные компетенции

ООП

основная образовательная программа

ПК

профессиональные компетенции

РОоп

результаты обучения по образовательной программе

СЛК

социально-личностные компетенции

УМО

учебно-методическое объединение

2. ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ООП ВПО



2.1. Цели ООП ВПО

Цель 1: Подготовить всесторонне развитых, высококвалифицированных специалистов-европоведов, отлично знающих историю, культуру, современное состояние политических, экономических, интеграционных и общественных процессов в странах Европы, готовых, свободно владея несколькими иностранными языками (английский, испанский, немецкий или французский) к организационной, управленческой, консультационной и иной практической деятельности.

Цель 2: Обеспечить теоретическими знаниями в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его дальнейшему саморазвитию, социальной мобильности и устойчивости на современном рынке труда.

Цель 3: Формировать у студентов социально-личностные качества, культурно-нравственные и общечеловеческие ценности, способствующих развитию творческой активности, гражданственности, трудолюбия, толерантности, целеустремленности, ответственности, коммуникабельности, способности к инновационной деятельности и умения адаптироваться в различной социальной среде.



2.2. Планируемые результаты обучения по ООП ВПО

Основная образовательная программа по направлению 531800 "Европоведение" ориентирована на достижение следующих результатов обучения:

РОоп-1: Готов к социальному взаимодействию, диалогу, способен осуществлять деловое общение, поддерживать партнерские отношения на основе принятых моральных и правовых норм, ценностей демократического общества и толерантности к другой культуре.

РОоп-1 = СЛК 1 + СЛК 3 + ИК 4

СЛК-1

готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений;

СЛК-3

готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, может занимать активную гражданскую позицию;

ИК-4

может осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, в том числе при помощи средств электронной коммуникации.

РОоп-2: Готов к эффективной языковой коммуникации логически верно, аргументировано и ясно строя устную и письменную речь на иностранных (английский, испанский или немецкий/французский), государственном и официальном языках в различных сферах профессиональной деятельности. РОоп-2 = ИК 2 + ИК 3 + ПК 3

ИК-2

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках;

ИК-3

владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения;

ПК-3

готов к эффективной коммуникации на иностранном языке в различных сферах деятельности для решения конкретных профессиональных задач.

РОоп-3: Понимает, умеет анализировать и оценивать историю, современное состояние политических, интеграционных, экономических, культурных и общественных процессов в странах Европы эффективно применяя современные методы качественного и количественного анализа. РОоп-3 = ПК 1 + ОК 5 + ПК 2

ПК-1

понимает историю, теорию и современное состояние политических, интеграционных, культурных и общественных процессов в странах Европы;

ОК-5

умеет анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере;

ПК-2

применяет современные методы качественного и количественного анализа общественных, культурных, экономических и политических отношений в Европе.

РОоп-4: Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, четко намечает пути и средства устранения недостатков; способен разрабатывать и находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях. РОоп-4 = СЛК 2 + СЛК 5 + ПК 5

СЛК-2

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечает пути и выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков;

СЛК-5

может участвовать в разработке организационных решений;

ПК-5

умеет находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

РОоп-5: Владеет основами ведения научно-исследовательской деятельности, способен с большей степенью самостоятельности участвовать в работах над проектами и на научной основе анализировать и оценивать свой труд и результаты своей деятельности. РОоп-5 = ОК4 + ОК 6 + ПК 6

ОК-4

знает, понимает и применяет традиционные методики и умеет находить подходы к их реализации, а также участвует в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности;

ОК-6

может на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности;

ПК-6

готов к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации материалов и результатов исследования.

РОоп-6: Умеет работать с современными информационными и иными прикладными системами, средствами и технологиями, владеет основными методами, способами и средствами обобщения, анализа, получения, хранения и переработки информации. РОоп-6 = ОК 3 + ИК 1 + ИК 5

ОК-3

приобретает с большой степенью самостоятельности новые знания, в том числе с использованием современных информационных технологий;

ИК-1

воспринимает, обобщает и анализирует информацию, умеет ставить цели и выбирать пути их достижения;

ИК-5

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, а также навыками работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

Р Ооп-7: Владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, эффективно применяет полученные знания об основных положениях математических, социальных, политических, экономических и гуманитарных наук в профессиональной деятельности. РОоп-7 = ОК 1 + ОК 2 + СЛК 4 + ПК 4

ОК-1

владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры;

ОК-2

использует базовые положения математических, естественных, гуманитарных, экономических наук при решении профессиональных задач;

СЛК-4

применяет полученные знания, необходимые для здорового образа

жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов;

ПК-4

использует основные положения и методы социальных, политических, экономических и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

2.3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП

Выпускник по направлению 531800 "Европоведение" с присвоением академической степени «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

- общенаучными (ОК):

- владеет целостной системой научных знаний об окружающем мире, способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1);

- использует базовые положения математических/ естественных/ гуманитарных/экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-2);

- приобретает с большой степенью самостоятельности новые знания, в том числе с использованием современных информационных технологий (ОК-3);

- знает, понимает и применяет традиционные методики и умеет находить подходы к их реализации, а также участвует в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-4);

- умеет анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере (ОК-5);

- может на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности (ОК-6).

- инструментальными (ИК):

- воспринимает, обобщает и анализирует информацию, умеет ставить цели и выбирать пути их достижения (ИК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках (ИК-2);

- владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения (ИК-3);

- может осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, в том числе при помощи средств электронной коммуникации (ИК-4);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, а также навыками работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ИК-5).

- социально-личностными (СЛК):

- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (СЛК-1);

- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечает пути и выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков (СЛК-2);

- готов к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, может занимать активную гражданскую позицию (СЛК-3);

- применяет полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов (СЛК-4);

- может участвовать в разработке организационных решений (СЛК-5).

б) профессиональными (ПК):

- понимает историю, теорию и современное состояние политических, интеграционных, культурных и общественных процессов в странах Европы (ПК-1);

- применяет современные методы качественного и количественного анализа общественных, культурных, экономических и политических отношений в Европе (ПК-2);

- готов к эффективной коммуникации на иностранном языке в различных сферах деятельности для решения конкретных профессиональных задач (ПК-3.);

- использует основные положения и методы социальных, политических, экономических и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, умеет анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ПК-4);

- умеет находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-5);

- готов к проведению научно-исследовательской работы и грамотному оформлению и презентации материалов и результатов исследования (ПК-6).



2.4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению 531800 "Европоведение"



2.4.1. Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 531800 ЕВРОПОВЕДЕНИЕ включает: педагогическую, культурно-просветительскую и творческую сферы исследование общественных и культурных явлений, анализ развития Европейского союза и особенностей его функционирования в современном обществе.



2.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 531800 ЕВРОПОВЕДЕНИЕ являются: образовательные системы, научно исследовательские процессы, культурно-просветительские явления, духовная и гуманитарная сферы.



2.4.3. Виды профессиональной деятельности выпускников

- организационно-коммуникационная деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с европейскими странами и регионами, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и общественных организация на территории Кыргызской Республики и представителями соответствующих стран и регионов мира;

- информационно-аналитическая деятельность, связанная с исследованием основных тенденций развития политических систем и экономик европейских стран и регионов, их социально-политических, военных, торгово-экономических и культурных связей с Кыргызской Республикой, международной деятельности отдельных европейских и региональных организаций; редакционно-издательская деятельность, связанная с освещением проблематики европейских стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической, научно-популярной и художественной литературе;

- культурно-просветительская деятельность в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия, связанная с систематизацией библиотечных, архивных и музейных фондов, организацией выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий в сфере культуры;

- научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность в области изучения прикладных проблем развития европейских стран и регионов, включая языки, историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру населяющих их народов;

- дипломатическая и международно-политическая деятельность ;

- консультационная деятельность, связанная с предоставлением консалтинговых услуг организациям и частным лицам, нуждающимся в комплексной систематизированной информации об европейских странах и регионов.

2.4.4. Задачи профессиональной деятельности выпускников

Задачи профессиональной деятельности бакалавра по направлению 531800 "Европоведение":

- организация и реализация образовательной деятельности в области Европоведения с использованием передовых технологий и методик;

- владение знаниями по истории, политике, социальным и культурным процессам современной Европы, выявление взаимосвязи различных дисциплин для успешного решения задач профессионального плана в области Европоведения;

- умение самостоятельно собирать, творчески и критически осмысливать и представлять необходимые данные в области Европоведения для формирования взглядов, содержащих суждения по социальным, политическим, научным и культурным проблемам Европы;

- умение проводить научные исследования в области гуманитарных знаний и Европоведения в их современном состоянии и историческом развитии;

- готовность к организационной, управленческой работе и иной практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области Европоведения и гуманитарных наук в учреждениях образования, науки, культуры, управления, средств массовой информации (СМИ), общественных, неправительственных и прочих организациях.