Тарыхы

15.03.2023 БЕЛЬЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЕКУ РУССО ПРИНЯЛ ДЕЛЕГАЦИЮ ФОНДА ООН В ОБЛАСТИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ИЗ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ТАДЖИКИСТАНА.

https://media.usarb.md/2023/03/16/o-delegatie-a-fondului-natiunilor-unite/

15.03.2023 г. Государственный университет им. Алеку Руссо в Бельцах посетили делегацию Фонда ООН в области народонаселения из Кыргызской Республики и Таджикистана и представителей центральных органов власти этих стран, которые совершили документальный визит относительно хода Программы психологии и социальной работы в USARB. Речь шла о качестве профессиональной подготовки будущих психологов и социальных работников, о стандартах качества, применяемых при оказании услуг психологической и социальной помощи, о мероприятиях, проводимых в сфере профилактики и искоренения феномена гендерной дискриминации. насилие и др.

Назира Сатывалдиева, аналитик гендерной программы, ЮНФПА, Кыргызская Республика, и г-жа Яна Чихай, заведующая кафедрой психического здоровья, медицинской психологии и психотерапии Государственного университета медицины и фармации им. Николае Тестемицану, от имени азиатской делегации, выразили благодарность ректору Наталье Гашицой, первому проректору по учебной работе Лидии Падуряк, проректору по научной деятельности и международным связям Валентине Прицкан, декану ФШЭПА Татьяне Шовой, заведующей кафедрой Психологии Сильвии Бричеаг за открытость, конструктивный диалог и поддержку, предложенную в выполнении их документальной миссии в Республике Молдова.


Какие условия создаются для обучения детей с ОВЗ в школах и вузах? Интервью с министром Уланбеком Мамбетакуновым


https://bilim.akipress.org/ru/news:1852103?place=share-fab

Новости | 15:45, 20 февраля 2023 | 1 658

Иллюстративное фото
Предыстория: Зарплата учителей, 12-летнее обучение, новый закон об образовании.

Интервью с министром образования Уланбеком Мамбетакуновым
Билим АКИpress - Министр образования и науки Уланбек Мамбетакунов в интервью АКИpress рассказал об инклюзивном образовании в Кыргызстане и какие условия создаются для детей с ОВЗ.

- Что можете сказать об инклюзивном образовании?

- Образование является одним из основных прав человека, и оно имеет ключевое значение для раскрытия человеческих возможностей.

Статья 46 Конституции Кыргызской Республики гласит: «Каждый имеет право на образование». Это касается и инклюзивного образования, то есть обучения, при котором каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в образовательных организациях.

В Кыргызстане инклюзивное образование регулируется как Конституцией страны, так и законом «Об образовании», законом «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2019 году.

Также в целях реализации права каждого ребенка на получение образования в 2019 году правительством была утверждена Концепция и Программа развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике на 2019-2023 годы и План мероприятий по ее реализации.

- Какова доступность получения образования детей с нарушениями слуха, речи, зрения и интеллектуального развития?

- В целях обучения детей с нарушениями слуха, речи, зрения и интеллектуального развития в республике функционируют 14 специальных дошкольных образовательных и 17 специальных общеобразовательных организаций. Общий охват составляет около 5500 детей.

Около 1500 детей, имеющих различные тяжелые нарушения в здоровье, охвачены надомной формой обучения. Для детей с легкими нарушениями в здоровье, при массовых общеобразовательных организациях, в условиях индивидуального подхода, открыты коррекционные классы, в которых обучаются около 400 детей. Общий охват образованием составляет около 7,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 18 лет.

- Уделяется ли вузами внимание инклюзивному образованию?

- Да, конечно. Вузами нашей страны уделяется пристальное внимание инклюзивному образованию, включая вопросы подготовки специальных кадров.

Например, специальных педагогов по работе с детьми с ОВЗ готовит КГУ им. И.Арабаева, с прошлого года на базе БГУ им. К.Карасаева открыт курс по направлению «Логопедия», а специалистов по социальной работе обучают в 10 вузах страны.

В трех вузах — КГУ им. И.Арабаева, ОшГУ, ИГУ им. К.Тыныстанова — функционируют Лаборатории инклюзивного образования, в которых осуществляется апробация методик обучения, консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ, и имеется возможность для практической деятельности выпускников профильных факультетов, а также проведения конференций на национальном и международном уровнях.

- Достаточно ли учителя школ получают знаний в области инклюзивного образования?

- В системе образования есть такая особенность, что теоретических знаний и практического опыта всегда недостаточно. Каждый участник образовательного процесса должен неустанно повышать квалификацию по той или иной теме. А мы должны им в этом помогать. Поэтому Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников разработаны 2- и 6-часовой модуль по вопросам инклюзивного образования, а также 72-часовые и 36-часовые курсы повышения квалификации педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При прохождении курса повышения квалификации педагоги общеобразовательных организаций в обязательном порядке проходят 2-часовой модуль по инклюзивному образованию.

- Оказывается ли помощь родителям в понимании проблем инклюзивного образования?

- Мы все понимаем, что основная забота ложится на плечи родителей, которым мы должны оказать помощь в общении со своими детьми, организации обучения и в дальнейшем, овладении профессией. Поэтому для родительского сообщества организовываются и проводятся собрания в родительских группах, клубах, на базе Ресурсных центров, Лабораторий инклюзивного образования при вузах. С 2019 года при Институте повышения квалификации КГМА им. И.Ахунбаева работает Хаб для детей с детским церебральным параличом и родителей, желающих освоить работу по реабилитации.

В Краснореченской школе-интернате Иссык-Атинского района Чуйской области при технической поддержке Общественного фонда «Рука в руке» открыт Ресурсный центр раннего выявления и коррекционно-развивающего обучения детей. В рамках работы Ресурсного центра проводятся мероприятия, направленные на развитие детей раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятия, ориентированные на поддержку родителей, которая также включает в себя выявление проблем в развитии детей и оценку особенностей их развития. Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами здравоохранения и социальной защиты. Со стороны проекта были закуплены оборудование, дидактические материалы, мебель, а также проведено обучение 2 специалистов по работе с детьми и семьей.

Помимо этого, в настоящее время функционируют 3 Ресурсных центра инклюзивного образования и 3 Службы психолого-медико-педагогического сопровождения на базе массовых общеобразовательных организаций, где за последние несколько лет охвачено услугами психолого-педагогического сопровождения 380 детей.

- Разработаны ли специальные пособия для педагогов? Что вообще делается в этом направлении?

- Хотелось бы отметить, что в некоторых школах накоплен определенный опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При поддержке партнеров по развитию, неправительственных организаций, на основании имеющего опыта работающих педагогов, опыта стран дальнего и ближнего зарубежья ежегодно издаются учебные пособия и дидактические материалы по работе с детьми с ОВЗ. Так, например, разработан материал по экспресс-диагностике психо-речевого развития учащихся 1-4 классов с протоколами на кыргызском и русском языках, что дает возможность педагогам не только выявлять детей с нарушениями, но и вовремя проводить необходимую коррекционную работу.

Или, например, при поддержке проекта ФЕЦА было подготовлено пособие «Вместе с друзьями», где изложено содержание работы социального педагога по социализации детей с ОВЗ в массовой школе, а также организация внешкольного клуба и работа с родителями.

Имеются учебные материалы для педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках, которые прошли апробацию в пилотных школах.

Со стороны Министерства образования в течение последних 6 лет идет активная работа по изданию учебников и для учащихся с ограничениями здоровья по зрению. Так, были протиражированы учебники по рельефно-точечному шрифту и по плоскому укрупленному шрифту на общую сумму более 14 млн сомов.

В рамках проекта изготовлены учебные материалы для слепых и слабовидящих детей в формате 3D, что позволяет незрячим детям тактильным способом узнать объемы предметов и изображений.

- Инфраструктура образовательных организаций также имеет большое значение. Что делается в этом направлении?

- Несомненно, это важно. Мы обязаны обеспечить доступ в садики, школы и другие образовательные организации. Поэтому в целях доступа к зданиям дошкольных общеобразовательных организаций детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 74,1% общеобразовательных и 46,2% дошкольных образовательных организациях построены пандусы.

Но этого, конечно же, недостаточно. И помимо пандусов, мы должны думать и о других удобствах. Хотелось бы, чтобы на данную проблематику обратили внимание и органы местного самоуправления, так как улучшение материально-технической базы школ, обеспечение доступа к зданиям школ входит в их компетенцию.

- Как законодательно установлено получение профессий лиц с ОВЗ?

- В системе начального профессионального образования функционируют 16 учебных заведений с реабилитационными группами для лиц с ОВЗ, в которых обучается около 300 человек. Разработано 15 программ по обучению профессиям лиц с ОВЗ.

В течение последних двух лет в целях расширения доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья Минобразования снижает пороговые баллы для зачисления лиц с инвалидностью I и II групп при поступлении в вузы страны, кроме медицинских и фармацевтических специальностей, на грантовые места: по основному тесту — 100 баллов, на все формы обучения по договору с оплатой стоимости обучения: по основному тесту — 95 баллов.

В 2021-2022 учебном году в учреждениях начального профессионального образования обучалось 174 ЛОВЗ, в учреждениях среднего профессионального образования — 295 и в учреждениях высшего профессионального образования — 205.

Ежегодно, для категории льготников, включая детей с ОВЗ, выделялось 100 грантовых мест. На 2022-2023 год уже выделено 288 грантовых мест.

Также хотелось бы отметить, что в 2019 году были внесены изменения в макеты государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, в части предоставления образовательных услуг для ЛОВЗ. Предусмотрено, что учебное заведение должно предоставлять лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по основной образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Также учебные заведения имеют право осуществлять обучение ЛОВЗ по индивидуальному учебному плану, при необходимости вузы и колледжи имеют право продлить срок обучения по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы получения образования.

- Есть ли какие-либо дополнения к тем вопросам, которые были заданы?

- Мы все должны понимать, что в образовании нуждается каждый ребенок и никто не имеет право его в этом ограничивать. Нам необходимо создать условия для детей с ОВЗ и помочь им социализироваться и занять достойное место в обществе. Мы должны подойти к единому пониманию инклюзивного образования как права каждого ребенка на развитие своего потенциала, что находит все большее понимание и будет продолжать осуществляться в дальнейшем, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность достойной жизни.

Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание и других государственных органов в обеспечении прав детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, здравоохранение, социальную защиту. Мы должны сообща идти к созданию инклюзивной культуры и инклюзивного общества. А также нам необходимо углублять тесное сотрудничество с родителями, решать проблемы и объединить наши усилия.
Подробнее https://bilim.akipress.org/ru/news:1852103/?f=cp


Урматтуу коллегалар! 19 .01.2023-жыл продуктуктивдуу кун болду. Психология кафедра ЮНФПАнын Кыргызстан, Туркменистан, Кыргызстан олколорун боюнча директору Ронни Линдстром, Кыргызстандагы офистеин башка директору Кайназаров Бакытбек жана КР АКЦнын аткарец директору Тюлекова Толкун алар менен дистантнык окутуучу боюнча проректор, КР Илимдер академиясынын мучо кроспонденти, ОшМУнун окуу усулдук кенешинин торайымы Жумабаева Таасилкан Токтомаматовна, Психологи каф. иш алып баруучу тобу жолугушту. Жолугушууда ишке ашуучу долбоордун максаты талкууланып, бир топ маселелер талкууланды. 1.)Психология боюнча окуу пландарды боюнча СНГ олколорунун ЖОЖдору менен тажрыйба помашу; 2.) Жаны билим беруу дисциплиналарды иштеп чогуу, жер шартка ылайык-у; 3)Окулуп жаткан психология боюнча дисциплиналарды жайылтуу, аларды окуу усуллар менен камсыздоо; 4)Психология каф окутуучуларынын курамын жаны методикалар менен камсыздап, билимин ык машыгууларын жогорулатуу. 4)Студент- психологдорду Туштук региону боюнча муктаждыктарга жараталы сапаттуу даярдалган