Ошский государственный университет по праву считается университетом с богатой историей, играет огромную роль в развитии человеческого, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Он основан приказом №1142, 10 августа1939 года на собрании Советов Народных Комиссаров Кыргызстана , как Ошский учительский институт. Вначале были открыты следующие специальности: история, физика- математика, русский язык и литература, кыргызский язык и литература. Через год образована специальность – естествознание.
20 сентября 1942 года Ростовский государственный университет и Ростовский государственный педагогический институт были передислоцированы в Ошский учительский институт. Требованием того времени, они были преобразованы в одно образовательное учреждение.
Из Ростова в Ош переехали 9 профессоров, 25 доцентов, 25 преподавателей и 4 ассистента.
12 мая 1951 года, приказом №1759 Совета Министров СССР Ошский учительский институт переименован в Ошский педагогический институт. Это был единственный ВУЗ в южном регионе, где проживает 52% населения республики, который имел огромную геополитическую роль, а также занимал ведущее место для научно-образовательного и интеллектуального развития общества. Ошский государственный педагогический институт в свое время входил в десятку лучших педагогических институтов СССР.
После обретения независимости 17 июня 1992 года Указом Президента Кыргызской Республики, Ошский государственный педагогический институт был преобразован в Ошский государственный университет.
ОшГУ сегодня, динамично развивающийся и модернизирующийся университет, использующий лучшие мировые, современные, инновационные тренды в образовании нашего времени.
На данном этапе, обучаются свыше 28000 студентов по 72 специальностям, более 1700 иностранных граждан из 27 стран, что позволяет говорить о том, что ОшГУ является успешным центром экспорта образования.
Научно-кадровый состав университета один из сильнейших в стране: 65 докторов наук, профессоров, более 385 кандидатов наук, доцентов, свыше 30 заслуженных работников науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 3 народных артиста, 2 народных художника, 2 академика и 2 члена-корреспондента НАН КР, 10 академиков Инженерной академии наук, более 10 членов РАЕ, 6 лауреатов государственной награды науки и техники.
Ошский государственный университет — сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство.
В распоряжении университета насчитывается 16 факультетов, 3 образовательных института, 1 научно-исследовательский институт,3 колледжа, 2 лицея, детский сад, аспирантура и клиническая ординатура, магистратура и PhD- докторантура, 23 учебных корпусов расположенных по всему городу, 8 общежитий, 2 медицинские клиники, 7 клинических баз расположенных в лечебных учреждениях города, гостиница для иностранных преподавателей, центра отдыха, пансионат на побережье нашей жемчужины озера Иссык-Куль, профилакторий для студентов, более 10 спортивных комплексов, свыше 20 библиотек, в том числе электронных.
-Очевидно, что сейчас в университете проводиться политика улучшения и обновления инфраструктуры. Какова цель этой политики?
- Наша основная цель - это достижение мировых стандартов образования. На сегодняшний день университет приобретает новый облик, новые очертания и инфраструктуру, так как все учебные корпуса, кафедры, аудитории и лаборатории, спортивные комплексы подверглись качественным, содержательным изменениям.
За счет собственных средств изысканным университетом, мы построили 6 новых, современных учебных зданий.
С 2014 года функционирует, построенная по всем европейским стандартам качества медицинская клиника на 250 коек, полностью оснащенная оборудованием для диагностики и лечения стоматологических болезней, стоматологическая клиника. В этом году приобретено и проведена реконструкция учебного корпуса для медицинского колледжа с городе Узген. Достроен 3-этаж и проведен полностью капитальный ремонт здания финансово-юридического колледжа.
Как известно, в ОшГУ получают знание более 1500 иностранных студентов медицинского профиля. Нам удалось создать образовательную систему, отвечающая требованиям государственного и мировых стандартов обучения, по которой все занятия проводятся на международном английском языке. Завершается строительство 4-этажного учебного корпуса для студентов международного медицинского факультета и здание для лечебного факультета, которые заметно улучшат качество образования и инфраструктуру университета.
-Как Вам удалось завоевать доверие иностранных партнеров. Налицо большой приток зарубежных инвестиций в университет?
- Все началось с того что, нам удалось достичь создание совместных факультетов с ведущими университетами мира. С университетом Анкара, Турция в 1993 году открыли факультет теологии, который сейчас занимает свою обособленную роль в развитии университета, взаимоотношения вышли на качественно новый уровень.
Совместно с университетом Портленд, США образовали факультет бизнеса и менеджмента, который в 2012 году одним из первых прошел независимую европейскую аккредитацию. В 2013 году с китайскими партнерами-университетами открыли институт Конфуция. Совместно с развитыми университетами Запада и Востока образовали новую модель обучения. При поддержке проектов Евросоюза, USAID, Турции и Китая удалось привлечь более 200 миллионов сомов инвестиций, направленных на обновление модели обучения.
-В чем заключается формула успеха университета?
В этом году нами поставлена цель, разработать модель развития 10+10+10 +10= КАЧЕСТВО.
Количество иностранных студентов в университете не должно менее 10% (14,4% - сегодня), не менее 10% от общего числа наших студентов должны обучаться по программам академической мобильности в ведущих университетах – партнерах мира (сейчас 4%), не менее 10% от общего числа ППС профессоров, ученых и преподавателей должны быть приглашены с зарубежных университетов. В то же время не менее 10% наших преподавателей должны пройти стажировки, повышать свою квалификацию, проводить обмен опытом в ведущих вузах зарубежных государств.
В ближайшие пять лет мы намерены достичь мощной амбициозной цели. Эта цель – войти в пятерку лучших университетов Центральной Азии, полноценно используя накопленный за 75 лет научный, духовный и педагогический потенциал.
Деловая Россия:
промышленность, транспорт,
социальная жизнь. (№3-4, 2016)